12+
EURUSD25/0977.180.8235
EUREUR25/0989.980.731
г. Валуйки

  • Наташа, ты - наша!

    2014-03-2818691

     Невероятно, но факт: человек, казавшийся недосягаемым, о котором лишь читала и слышала, представляет меня коллегам, угощает пирожными, расспрашивает, как дела у общих знакомых в Валуйках.

      И вообще – как они, Валуйки? 

     

     Я пришла в Петербургский драматический театр на Васильевском острове на встречу с народной артисткой России Натальей  Кутасовой, вооружённая блокнотом, фотоаппаратом, диктофоном и видеокамерой, выучив названия всех сыгранных ею спектаклей, тщательно загрузив память сведениями из Интернета. А она первым делом отвела меня на спектакль.

     «Дядя Ваня» - пьеса не с лихо закрученным сюжетом, в ней нет  невероятных поступков, сложных ходов. Или, может, я просто отвыкла от театра? А если честно, у меня не было возможности к нему привыкнуть. Как же заставить себя вслушаться в монологи доктора Астрова и дяди Вани? Зачем это нагромождение стульев на сцене? Почему действие происходит на фоне обеденного стола? И, в конце концов, что это за полубезумная старуха, которая награждает героев шлепками пыльной папкой по голове?!

     Так это же она, Наталья Кутасова, в роли Марьи Васильевны Войницкой! Именно она помогает мне увидеть истинное лицо каждого героя и понять, что странное кружение вокруг стола отражает бессмысленность, трагичность, пустоту жизни. И не получается остановиться и почувствовать боль того, кто рядом, пожалеть его и полюбить. В конце спектакля разрозненные, ожесточившиеся в своём одиночестве люди собираются, будто для большой семейной фотографии, а Марья Васильевна (уже не старуха, а всё понимающая мать) старается соединить их - таких хороших, но несчастных. И я поняла, что плачу.

     В этом состоянии я и пришла в гримёрку к актрисе, к её пирожным и чаю. Скажу честно: интервью не получилось. Заготовленные  вопросы мне уже не нравились, обстановка располагала к другому. И с лёгкой руки Натальи Ивановны наша беседа была «отпущена» на свободу. Говорили мы обо всём на свете: о Чехове, о «Дяде Ване», о прошлом и будущем страны, о Валуйках, Челябинске и Петербурге, о том, что душа у русского человека всё та же, несмотря на бег времени. О том, что нагромождение стульев - это не просто креативная деталь, а символ неустроенности и перевёрнутости мира с ног на голову, и не просто так персонажи эту мебель постоянно поднимают и пристраивают. О том, что во многих современных «уездных» городах люди и сейчас оглушают себя работой, думают, как и герои пьесы, более всего о пополнении запасов пшена, масла, гречки.  Кто-то, как дядя Ваня, к дурману тянется, кто-то тратит силы на пустые разговоры.  Иные, как Елена Андреевна, порочны и избалованны. Проблемы у нас те же, что у чеховских персонажей,  да и вообще герои пьесы  – это мы сами, страдающие в своём одиночестве. Маемся, мечемся, ждём внимания, сидим за одним столом, не видя друг друга… 

     

     На разговор о «детстве, отрочестве, юности» нас настроили слова доктора Астрова об «уездной, русской, обывательской» жизни. Спрашиваю: «Вы ведь тоже из маленького города, Наталья Ивановна. Как вам удалось вырваться из «уездного, русского, обывательского?» Она смотрит с улыбкой: своей провинциальности не стеснялась никогда и именно в маленьких Валуйках, а потом в отдалённом от столицы Челябинске вырастала в артистку российского масштаба. Она всегда шла за своей мечтой: когда проводила часы в танцзале, когда стучала каблучками на школьной сцене, когда учила такие стихи, что публика аплодисментами не давала ей уходить за кулисы. Станок знала, на фортепиано и аккордеоне играла, освоила гитару, пела. «Меня так и звали - артистка, - смеётся Наталья. - А я всё боялась, что запишут в прогульщицы: часто забирали с уроков - выступать перед учителями, строителями, механизаторами,  доярками». 

      Актриса оживляется, вспоминая прошлое. На областном конкурсе чтецов она выступила с отрывком из поэмы Роберта Рождественского «Сквозь годы». В комиссии был настоящий заслуженный артист (Наталья помнит его по сей день), и он   спросил: «Девушка, куда вы собираетесь поступать?» «В  Белгородское музыкальное училище», - ответила смутившаяся десятиклассница. Тот улыбнулся: «Если будете такой же, как сегодня, вас с руками и ногами возьмут в театральное училище».

     -  Я в полной растерянности, а родные и учителя в один голос говорят: «Будешь себя корить, если не попробуешь». И вот еду в Москву, в Щепкинское училище, в поезде учу басню и стихи, а говорю шёпотом: в последние дни было слишком много репетиций и выступлений. Меня врач серьёзно предупредил: «Если начнёшь пробовать поступать в разные институты, сорвёшь голос навсегда».

     На первый тур чуть не опоздала (её отправили за фотографией). Экзаменаторы, видимо, решили не пугать запыхавшуюся девочку и позволили показать всё, на что  она способна. И Наташа читала, пела «Сапожки русские», выбивала дроби…

     Второй тур. Другие требования. В приёмной комиссии – целое созвездие известных артистов. Перед закрытой дверью она судорожно повторяет то, что положено было выучить для экзамена: стихи, басня, Чехов. Но комиссия недовольна: «Что же ты так плохо готовилась?» Она в отчаянии признаётся: «Да я совсем другое хотела показывать». «Показывай!» - велят ей, и она начинает читать Рождественского, да так, что не слышит, когда её  останавливают: «Что ты нам голову морочила? А спеть можешь?  Что-нибудь лирическое». «Спела, - вспоминает Кутасова, - и слышу вкрадчивое: «А что у нас с голосом?» «Да уж это ваше московское мороженое», - потеряв всякую стеснительность, говорю им. «Ладно, - смеётся один из экзаменаторов. -  Голос будем лечить в Москве». И я поняла: чудо свершилось. Меня примут!

     

     Много счастливых, плодотворных лет она служила в Челябинском  драматическом театре. К ней долго и серьёзно присматривались, она пробовала свои силы в разных спектаклях, задумывалась о своём амплуа. Начинала с серьёзных образов в спектаклях «Ночь перед выпуском» по Владимиру Тендрякову и «Егор Булычёв и другие» Горького. Играла в пьесах для детей. Однажды режиссёр предложил ей хорошую роль – прямо-таки для неё написанную. В сказке. Наталья вежливо поинтересовалась: «Алёнушка? Золушка? Несмеяна?» А он: «Да успокойся: старуха Шапокляк». И несколько лет подряд живая, энергичная девчонка играла хулиганистую старушку. Хороша была и в роли Козла в «Серебряном копытце». Там надо было танцевать, прыгать и бить копытцем, а у неё это получалось очень даже неплохо. У неё вообще многое получалось.

     - «Возрастных» ролей я не боялась. В 25 лет стала репетировать потрясающую роль спивающейся 45-летней аристократки в пьесе «Маленькие лисы». За работу взялась с радостью, и режиссёр удивлялся моему спокойствию: «Это же 20 прожитых лет!» Я сказала: «Это моё дело и моё право – сомневаться. А вы просто верьте, это придаёт мне силы». Я и сейчас уверена: когда человек перестаёт сомневаться, он перестаёт и развиваться. Он остановится! Это страшно в любой области жизни, а особенно в творчестве. Сомнение – это двигатель прогресса. А для игры на сцене вообще не важно, сколько лет человек прожил. Важно, сколько он накопил в своём сердце сопереживания и сострадания. Мне кажется, я всегда умела сопереживать, рано узнав, что такое утраты и потери. Я сделала эту роль, несмотря на то, что было трудно, и благодарна режиссеру за это. Так что про амплуа говорить не будем. Возрастной диапазон моих героинь - от 35 до ...И премию правительства России мне дали за роль восьмидесятилетней женщины в спектакле «Даниэль Штайн,  переводчик» по роману Людмилы Улицкой. 

     

     В Челябинске она играла более 30 спектаклей в месяц. Возглавляла   комсомольскую организацию, занималась общественной работой, была делегатом 18 съезда комсомола. Но самое главное – выросла в актрису, тонко чувствующую замысел режиссера, охотно идущую на поиск и эксперимент, способную придать любой роли масштабность.  В ней отмечали внутреннюю органику, выразительную пластику, музыкальность, эмоциональность. Примерив на себя все формы и возможности разных амплуа, она пришла к яркой индивидуальности и неповторимости. И всё это  благодаря таланту и «провинциальному» театру.

     Наталья Ивановна вспоминает случай: во время гастролей в Казани выходила на сцену в роли Доротки  («Волынщик из Страконец»). Возлюбленный уходил за волшебной волынкой, и Доротка горько плакала: «Ты не любишь меня, Шванда». Зрители замерли, сопереживая. И вдруг с места в зале поднимается мальчик: «Ты не плачь, Кутасова, я тебя люблю». Тишина. «Правда?» Она берёт его за руку, спрашивает: «Что будем делать? Спасать Шванду?» И они вместе идут совершать добрые дела.

     Спектакль «Барабанщица», в котором Кутасова играла главную героиню и с которым Челябинский театр выезжал в Москву,  приходило смотреть партийное политбюро. Надо отметить, что звание заслуженной артистки Наталья Кутасова получила сразу после «Барабанщицы». И там же, в Москве,  театралы-челябинцы устроили ей овацию: «Наташа, ты наша!»

     А однажды к ней на спектакль привели особенного зрителя,  мужчину с мёртвыми глазами. Во время землетрясения в Спитаке под землю ушла вся его семья. В этот день ставили «Священное чудовище» -  спектакль о театре, любви, жизни. Она играла только для него, а после того, как закрылся занавес, они снова встретились, и это уже был другой человек. Он сказал: «Сегодня я понял, для чего Господь оставил меня в живых. Я должен за них, за всех четверых, прожить счастливую жизнь».

     

     Один великий режиссёр сказал ей когда-то: «Окружай себя только гениальными людьми. Это стимулирует, заставляет двигаться вперёд. Если окружишь себя серостью, будешь такой же, потому что посредственность передаётся «бытовым путём». Она всю жизнь следовала этому совету и точно знает, что счастлива потому, что рядом с ней нет серости и бездарности, а есть замечательная семья и талантливые коллеги. 

     «Что в актёрской профессии самое главное: талант, трудолюбие или случай?» Такой вопрос Наталья  когда-то, на заре своей карьеры, задала Татьяне Пельтцер. «В 100 процентах - случай, который подтверждается сначала талантом, а потом трудолюбием», - ответила великая актриса. Кутасова  как раз из тех, кто всегда был готов к случаю. Она всегда понимала: если не работать над собой постоянно, случай уйдёт и вряд ли вернётся.

     Судьба щедро наградила её красотой, любимой работой, общением с великими людьми. Она живёт и работает в одном из самых прекрасных городов земли – Петербурге, востребована и любима взыскательной публикой. Она не упустила случай, подтвердила его  трудолюбием и верностью делу. А ещё – любовью к малой родине.

     - Я жила, росла, училась в добром мире, меня окружали любящие, внимательные люди – родители, учителя  родной  школы №3. Они верили в меня бесконечно. Я  не могла подвести классного руководителя Ираиду Фёдоровну Беспалько. Я с любовью думаю о Лидии Георгиевне Богдановой – она дала мне такую хореографическую подготовку, что в столице удивлялись.  С благодарностью вспоминаю Лидию Алексеевну Белогурову, которая убедила  моих родителей купить пианино. Я люблю Валюшу Седых, Светочку Семенихину, Олечку Меркулову, моих двоюродных сестёр Нину и Любу. Восхищаюсь певческим талантом великолепной Ирины Рогачёвой, молодым задором и энергией Елены Сенаторовой. И нет у меня дороже подруги, чем Анечка Деревягина (Богданова), с которой вместе выходили когда-то на сцену. Я часто звоню в родной город. Приезжать в последнее время становится всё сложнее, но к родным могилам тянет. И так хочется пройти по знакомым улицам, встретиться с теми, кто помнит меня  и любит.

    Наталья Ивановна! Я понимаю, что у народной артистки плотный график работы, что много времени занимают гастрольные поездки за рубеж и по стране. Но совсем скоро зацветут сады – вы же знаете, какие у нас сады и какие в них растут  яблоки и вишни. А груши, что росли у вашего дома на улице Воровского, помните? Приезжайте! Вот этой весной и приезжайте. Поверьте, в родном городе вас помнят, любят, ждут.

     Наташа! Ты – наша!

    С уважением и признательностью,

    Галина Долгополова

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    2014-03-29 22:37:33
    Учились в одной школе, росли на одной улице... Память детства не дает забыть многие прекрасные и очень интересные события, связанные с этой прекрасной актрисой... Ее песни под собственный аккомпанемент на фортепиано, танцы в прекрасных, ярких костюмах, сшитых ее мамой... Всегда следила и слежу за ее артистической жизнью, посещала спектакли с ее участием...Встретились после одного из них с таким чувством, что 30 лет не пролетело... Восхищаюсь! Обожаю! Была бы рада встрече на родной земле!!!
    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить