12+
EURUSD26/0976.82-0.3585
EUREUR26/0989.66-0.3181
г. Валуйки

  • «Будь проклят ваш ЕГЭ»

    2014-10-0114560

     Такую фразу в сердцах бросила мне в глаза мама одной моей ученицы 11 класса. «Что случилось?» – спросил я её. -  «Да как же, вот уже вторую неделю моя дочь плачет и переживает о том, что у неё будет по русскому языку, который она сдала ещё 29 мая. Сегодня уже 10 июня, а результатов до сих пор нет. Дети и родители волнуются, пьют успокоительные лекарства. Когда такое было? Как же мы учились и сдавали экзамены? -  продолжала она свои возмущения. -  Для нас экзамены были праздником. Сразу после него объявляли  оценки. Никто не обижался на комиссию. Мы знали, что нам сдавать, были конкретные билеты, повторяли, готовились - и все без истерик. А теперь издевательство над детьми. Тысячи вариантов по русскому языку и математике предлагают выпускникам попробовать. На экзамены выставляют такие задания, что у детей вызывают страх и ужас», - в сердцах выговаривала она то ли мне, то ли ещё кому-то.

     Я пытался успокоить рассерженную маму ученицы, но она продолжала свою речь. «Обращаются с детьми, словно с преступниками. Это унижение - обыскивать их и пропускать через металлоискатели. Частная охрана в присутствии полицейского и ещё нескольких надзирателей проверяют ребенка на предмет отсутствия подозрительных предметов. А потом начинается сортировка детей по аудиториям совершенно чужой школы, в присутствии чужих учителей, да ещё и с направленным на тебя оком видеоаппаратуры. До чего же мы дожили? На выборах камеры - уже не верим в их честность, на экзаменах – камеры, тоже не верим. Кого же мы растим и воспитываем? Неужели мы страна неверящих? Да и неужто там в министерстве и в правительстве сидят все «егешники». Их же тоже учили учителя и им верили. Что ж они наших детей так обижают?»

     Действительно, Интернет бурлит негодованием выпускников 9-х и 11-х классов и их родителей. От Владивостока до Калининграда миллионы выпускников вместе с родителями и учителями находятся в шоковом состоянии. То сбои в технике, то праздничные дни… А дети, родители, учителя  места себе не находят. Что ж мы делаем с нашим будущим?

     Женщина ушла. Вероятно, ей хотелось хоть кому-то пожаловаться и высказать обиду не только за своего ребенка, но и за других выпускников, оказавшихся в этой ситуации. Я не стал ей говорить о том, что такие же переживания у преподавателя русского языка, которая обучала и готовила этих детей к сдаче ЕГЭ. Не дай Бог, если кто-то из её учеников не преодолеет порог, не наберет нужное количество баллов, которое определило министерство. У неё тоже могут быть и слёзы на глазах, и нервный тик появится. Ведь по результатам ЕГЭ будут судить о её профессионализме. Переживает администрация, потому что по результатам ЕГЭ и ГИА судят о способности руководителя управлять учебным процессом.

     Да ладно мы, взрослые, положим под язык таблетку успокоительного - и пройдет. Мы вроде привыкли за свою педагогическую жизнь к различным стрессовым ситуациям. А дети? Когда это было, чтобы они на экзаменах падали в обморок  и им вызывали скорую помощь?!

     Как может чувствовать себя девочка-выпускница, которая должна встать в четыре часа утра, собраться и попасть в школу к половине шестого, а затем её необходимо доставить к месту сбора выпускников, сдающих экзамен в другом районе области за 100 км от родной школы? Не выспавшись, сменив два транспортных средства, она ловно преступница едет на опознание, доставляют её к месту под названием ППЭ (пункт приема экзамена). Кто гарантирует этому ребенку безопасность в дороге туда и обратно? Министерство образования, ужесточившее требования к приёму ЕГЭ и ГИА в этом году? А ведь уже были трагические случаи с этим методом перетасовки выпускников. Интересно, сколько миллиардов денежных средств расходится ежегодно на эту процедуру по организации и проведению экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ? Огромная армия чиновников и около их «трудящихся» получают деньги, которые образуются из налоговых сборов тех же родителей выпускников и граждан трудоспособного населения России. Сколько же можно было отремонтировать школ и вновь построить на эти средства, сколько стадионов и спортплощадок можно было оснастить, чтобы оздоровить детей.

     Но даже не это самое страшное, что породила система ГИА и ЕГЭ. В конце концов умная голова может и просто отменить чиновничьи перетасовки школьников и с таким же успехом дети будут сдавать экзамены в своей родной школе пусть даже комиссии из учителей других школ. Беда кроется, как я вижу, в другом. Сегодня в связи с совершенствованием системы сдачи экзаменов у школьников-выпускников есть право сдавать только два обязательных экзамена: русский язык и математику, а остальные - по выбору и по желанию. Смею утверждать, что такие предметы как химия, физика, литература, иностранный язык, биология, история сдают от 10 до 20% учащихся. А значит, около 80-90 % выпускников не утруждают себя в познании названных предметов должным образом. Раз они не обязательные, да ещё их и не сдавать на экзамене, то зачем их глубоко изучать? Да к тому же в учебном плане их по одному-два часа в неделю. Это обзорное знакомство с учебным материалом. Отсюда недоборы даже на бюджетной основе студентов на физмате, химико-биологическом факультете, не идут на инженерные специальности, есть недобор на литфаке и истфаке. А если и берут, то серых учеников, которые все больше пополняют ряды серых студентов, кое-как дошедших до диплома. Серые специалисты порождают себе подобных. Вот вам и качество знаний, на что вроде была рассчитана система с введением ЕГЭ. Боюсь, что это серьёзный провал в нашем российском образовании. Школы это хорошо видят, а в министерстве образования твердят об успехах.

     Есть ещё один изъян в нынешней системе образования. Несмотря на то, что сегодня в школах появилось множество современных (хорошо забытых старых) технологий обучения школьников, значительная часть учителей на уроках занята в основном «натаскиванием» учащихся на ЕГЭ, уже начиная с младших классов. Мало того, беспокоит развитие речи, мыслительной способности, умение доказывать, вести аргументированный спор, анализировать, делать выводы и умозаключения, наконец, развивать широкую эрудицию.

     Понимают ли чиновники Министерства образования Российской Федерации и представители Рособрнадзора, что нынешние результаты ЕГЭ – как минимум 30% учащихся, не преодолевающих эту планку, которую задают по обязательным предметам: русский язык и алгебра и начала анализа. Наверняка понимают. Но не могут же они рубить сук, на котором сами сидят. Если заявить, что ЕГЭ далеко не лучший (в сравнении с традиционным экзаменом даже худший) вариант проверки качества знаний учащихся, значит его надо просто отменить как плохо проведенный эксперимент, показавший несостоятельность Министерства образования и науки  к глубоким переменам в области образования. Но разве они пойдут на это? Конечно, нет. Вот и снижают порог набранных баллов по русскому языку с первоначального в 36 до итогового в 24. А иначе 30% учащихся останутся без аттестата. Благо есть с кого брать пример. Ведь прибавляло же Министерство Фурсенко А.А. к «двойке» один балл и получалась в любом случае «тройка». И аттестат получал каждый выпускник. Вот и сегодня этот эксперимент продолжается, только другим методом. Не могут же чиновники-изобретатели ЕГЭ сказать, что такая форма и содержание экзамена не только провалились, но и наносит вред качеству образования. Организация и проведение  ЕГЭ – это очень хороший заработок миллионной армии тех, кто никакого отношения не имеет к обучению и воспитанию молодого поколения, кто совершенно не несет ответственности за качество образования в стране, но кто получил право давать оценку работе миллиону учителей, ведущих своих воспитанников к ЕГЭ.

     Наш ЕГЭ чем-то напоминает шоу «Угадай мелодию» или «Кто хочет стать миллионером», только с той разницей, что у выпускника нет права на ошибку, он не может рассчитывать на помощь зала, ему запрещен звонок другу, осталось только 50 на 50 - а вдруг повезет. Вот так и играем уже десять лет. Все видят, какой вред наносит здоровью детей и родителей, учителей эта система ЕГЭ. Неужто необходимо решение Государственной Думы, чтобы сломить сопротивление Правительства в этом вопросе?

     А пока пожинаем плоды ЕГЭ в виде горючих слез и длительных переживаний выпускников и их родителей.

     Слава Богу, все наши выпускники благополучно закончили школу и получили аттестат о среднем образовании. Все поступили в вузы и техникумы, кто на бюджетной, кто на платной основе. Волнение позади, тяжелый осадок от процедуры сдачи ЕГЭ остался на всю жизнь. Теперь ожидаем еще большего ужесточения для учащихся, которые будут сдавать экзамены за курс основной и полной школы в 2015 году. Что ещё придумает наше Министерство образования и науки, сказать трудно. Поживем – увидим.

     В. Подерягин,  народный учитель СССР

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить