12+
EURUSD21/0975.03-0.1622
EUREUR21/0988.960.3265
г. Валуйки

  • Сельская школа - сердце России

    2015-01-0214900

     17-19-ноября этого года в городе Тамбове состоялся второй Всероссийский съезд учителей сельских школ,  на который   прибыли более 350 делегатов из самых разных регионов России от Дальнего Востока до Калининграда. В работе съезда приняли участие делегаты сельских школ республики Крым. Съезд был организован по инициативе Всероссийского педагогического собрания и при активной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, администрации Тамбовской области.

     О том, что это не рядовое совещание, а значительное и важное мероприятие для педагогического сообщества,  свидетельствует тот факт, что в работе съезда приняли участие заместитель председателя Правительства   Российской Федерации О.Ю. Голодец, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов, его заместитель Н.В. Третьяк, губернатор Тамбовской области О.И. Бетин, депутаты Государственной Думы, председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова. Важно и то, что были не «свадебные генералы», а активные участники съезда, на котором они выступали по теме: «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». Девизом съезда стали слова: «Будущее страны в руках тех, кто учит и учится!».

     В первый день работы съезда делегаты знакомились с деятельностью сельских школ Тамбовской области. На заседаниях «круглых столов», дискуссионных площадках, диалог-клубах в четырёх сельских школах шло широкое обсуждение самых различных проблем учителей села. Для обсуждения и принятия решений делегатам были предложены темы: «Доступность качественного образования на селе», «Сельская школа-территория спорта», «Современная молодёжь сельской школы», «Учительский дом на селе - чья это забота?», «Современные образовательные технологии в малокомплектной школе и школе-ресурсном центре». Автор данной статьи выступил на заседании «круглого стола» по теме: «Учитель в современной сельской школе: универсал или узкий специалист? Педагогическое образование сегодня. Профессиональный стандарт учителя».

     Заседание «круглого стола» проходило в Избердеевской средней общеобразовательной школе Петровского района села Петровское. Это сверхсовременное здание как снаружи, так и внутри: понравились техническая начинка, наличие учебных кабинетов и лабораторий, актового и спортивного залов. Школа построена в 2013 году, её строительство и благоустройство территории обошлось в 850 млн. рублей. Конечно, многие делегаты были удивлены такой роскошью для сельской школы, кое-кто позавидовал белой завистью, кто-то порадовался за сельских работников, а кто-то  посчитал излишеством такое богатство. На эти средства можно было построить два вполне современных здания школы и не возить детей за 30, а то и за 50 км от дома. При этом значительная часть детей должна проживать в интернате, в отрыве от своего дома. Лично я это не приемлю.

     Но вернёмся к «круглому столу». Каким же быть учителю в современной сельской школе? Вне всякого сомнения, это должен быть универсал, причем не с поверхностными знаниями нескольких предметов, а с широкой эрудицией и достаточно глубокими знаниями смежных предметов. Сельских полно- и малокомплектных школ  по стране более 26 тысяч, в которых почти полмиллиона учителей обучают свыше 3,6 млн. учащихся. Только учитель русского языка и литературы и математик могут рассчитывать на полную ставку по своему предмету, а остальные вынуждены совмещать ряд предметов, чтобы набрать 18 часов - ставку учителя. Вот и приходится сельскому учителю быть поневоле универсалом. А таких в вузах не готовят. Значит, нужны коренные перемены в подготовке специалистов. Значительная часть бывших пединститутов превратилась в классические университеты. Но если заглянуть в мировой рейтинг университетов, то в нём даже всемирно известному МГУ не нашлось места в первой сотне, а что говорить про остальных? Вот и получается, что выпускники университетов, даже с педагогической направленностью, не владеют основами педагогики и методики преподавания. А если они учились на платной основе, то, скорее всего, не утруждали себя в познании предмета, это слабые, если не сказать никудышные учителя, которых в школу допускать нельзя. А других нет. Тупик. Что делать?

     Проблему необходимо решать так, как решаем её мы на Белгородчине. В БелГУ выделен в самостоятельное структурное подразделение педагогический институт, где будет осуществляться подготовка будущих учителей на совершенно новом качественном уровне, где наряду с теоретическими знаниями предметов, основами педагогики, возрастной психологии и методики преподавания будет уделено должное внимание отработке практических навыков в работе с обучающимися. А подготовка будущих учителей начинается с тщательного отбора тех, кто склонен к педагогической профессии. Их находят и выявляют ещё в школе через создание педклассов, вожатских отрядов и школу юного педагога. В ходе обучения для студентов пединститута создаются стажировочные площадки с учителями-наставниками, которые помогут им получить профессию учителя, чтобы, войдя в самостоятельную педагогическую жизнь, молодой учитель был готов посвятить свою жизнь воспитанию и обучению юного поколения и, как великий педагог-практик В.А. Сухомлинский, мог отдать своё сердце детям. Любовь к детям - это главное мерило настоящего учителя.

     Конечно, сельскому учителю работать тяжело. Школы, как правило, малокомплектные, поэтому получается, что он должен знать практически все предметы. Широкая эрудиция  учителя вызывает глубокое уважение детей и их родителей, является примером для подражания и побуждает школьников стремиться познать все школьные предметы должным образом. К сожалению, сельский учитель сегодня, в отличие от городского, опутан паутиной бумаг, которые ему приходится писать. Одних рабочих программ и тематических планов по смежным, а порой и противоположным предметам приходится писать более десятка, а это тысячи страниц машинописного текста. Он словно канарейка, посаженная в клетку. Невесёлое его пение. Он мечтает о свободе, чтобы больше времени проводить с детьми, а не с электронным журналом, отчётами в письменной форме и прочим ненужным макулатурным хламом.

     Русский писатель Леонид Андреев сформулировал, на мой взгляд, одну неоспоримую истину: «Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти». В этом плане очень поучительным  и для нынешнего времени является опыт подготовки сельских учителей в 19 веке. Особые требования предъявлялись к образовательным учреждениям, которые готовили педагогов для села. Учебные программы земских учительских школ обычно оказывались шире программ правительственных учительских семинаров - на первый план выдвигалось общее образование будущих учителей, а не так называемая школьная техника. И в качестве примера можно привести требования к подготовке учителей сельских школ в Новгородской школе образования сельских учителей. В течение трёх лет будущие сельские учителя должны были изучать не только чтение и письмо, Закон Божий, счёт, но также краткий курс законодательства гражданского и уголовного, фельдшерское, больничное и ветеринарное искусства, практическое земледелие, садоводство, огородничество и, наконец, ремёсла: сапожное, портняжное, тележное, колёсное, столярное и кузнечное. И всем этим сельский учитель должен был владеть, потому как жить и работать ему приходилось  в сельской местности, учить крестьянских детей и  просвещать крестьян, поднимать и развивать культуру и способствовать развитию экономики села. Убеждён: кое-что можно позаимствовать из нашего далёкого и близкого прошлого с огромной пользой для настоящего и будущего. Конечно, мы живём в 21 веке- веке всемирной информатизации, роботизации и прочей «ации», и современный учитель должен этим всем владеть, но не становиться рабом этой техники и, тем более, никак не преувеличивать ее роль в образовании и воспитании нынешних школьников и студентов…

     Второй день работы съезда был посвящён пленарному заседанию, на котором с докладом выступили министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов и начальник управления образования  и науки Тамбовской области Н.Е. Астафьева. Тема доклада министра образования и науки: «Сельская школа: приоритеты государственной политики». И в докладе министра, и в приветственном слове заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, и в выступлениях депутатов Государственной Думы РФ «красной нитью» проходили слова о необходимости должной поддержки государством сельской школы вообще и сельского учителя в особенности. Это вселяет надежду на то, что сельской школе будет оказано не только должное внимание, но и должная материальная и финансовая поддержка для её сохранения и развития.

     На пленарном заседании предоставили  слово и мне для того, чтобы я поделился опытом создания социокультурного комплекса на селе как наиболее оптимального варианта современной модели сельской школы. Чувство законной гордости охватило меня, когда ведущая сообщила, что социокультурные комплексы родились на родине Святого Белогорья, а опыт нашей школы распространяется сегодня по всей России и даже за границей. Мы просто убеждены, что школа в тесном содружестве с родителями, внешкольными учреждениями, со всеми социальными партнёрами на селе, имеющими отношение к обучению и воспитанию детей и юношей, к созданию условий для здорового образа жизни - эта школа не только может жить, но и успешно развиваться. Такая школа является центром социокультурной жизни села. Она является тем притягательным магнитом, к которому  тянутся и школьники, и их родители, и жители села, и местная власть, и внешкольные учреждения, и Дом культуры, и библиотека,

     Убеждён в том, что успехи сельской школы, её детей и учителей были бы гораздо выше, если бы со стороны Министерства сельского хозяйства, хозяйствующих субъектов на селе, инвесторов и новоявленных хозяев земли школе и селу уделялось должное внимание, как это было во времена советской власти и колхозно–совхозного производства. Ведь сельская школа, сельский учитель ориентируют детей на жизнь в селе, воспитывают будущих хозяев Земли Российской. Жаль, что часть нынешних буржуев, владеющих землёй и получающих от неё миллионы и миллиарды, этого не понимает.

     Депутаты съезда в ходе обсуждения основных докладов и выступлений внесли свои предложения и пожелания в основной итоговый документ съезда - резолюцию. Съезд рекомендует Министерству образования и науки РФ закрепить в законодательном порядке особенность функционирования сельских школ. Съезд считает необходимым продолжение реализации проекта по созданию современной инфраструктуры сельских школ, закрепление учителей в сельских школах через создание условий труда и быта для сельских учителей. Было рекомендовано органам управления образования, субъектам Российской Федерации создавать культурно-образовательные и просветительские комплексы на селе как наиболее эффективный вид образовательного учреждения в современных условиях. А это значит, что наш опыт по созданию социокультурного комплекса признан наиболее приемлемым и жизнеспособным для работы в сельской местности во всех уголках России. Этим мы и гордимся.

     Резолюцией рекомендовано также продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию молодёжи, по здоровому образу жизни, патриотическому воспитанию. Примечательно то, что на съезде были высказаны пожелания расширять практику сохранения памяти выдающихся деятелей региона путём присвоения их имён сельским школам. И это правильно, потому что мы ищем героев по стране, а они живут рядом с нами.

     Делегаты съезда выразили надежду и уверенность в том, что это не очередной «выпуск пара», а всё-таки серьёзный форум, определивший судьбу сельской школы.  Школе на селе быть и развиваться, потому как сельская школа-это сердце России. И в этом было полное единство делегатов съезда.

     В. Подерягин, делегат второго

    Всероссийского съезда учителей сельских школ,

    народный учитель СССР

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить