12+
EURUSD24/0976.350.0834
EUREUR24/0989.25-0.2305
г. Валуйки

  • Пока ещё не поздно нам сделать остановку…

    2015-01-2115460

    (или почему наши дети не хотят должным образом учиться?)

     Сразу хочу оговориться для моих оппонентов. Не хочу выглядеть неким критиканом, тем более, не собираюсь кого-то поучать или наставлять, но и молчать сегодня, когда на твоих глазах наблюдаются серьёзные провалы в образовании, когда то, что при тебе и при твоём непосредственном участии ценилось и к этому стремилась значительная часть общества, не могу. Так воспитан моими замечательными советскими учителями. А провалы у нас сегодня видны невооружённым глазом. Об этом говорят результаты ЕГЭ по всей России. Хочу привести слова Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко: «Сфера воспитания требует столь глубоких преобразований, что правильнее говорить о создании новой системы воспитания с опорой на национальную стратегию действий в интересах детей…Она должна быть направлена на формирование конкурентоспособности патриотически и гуманистически ориентированной личности». 

     

     Речь пойдёт не о всеобщем и поголовном нежелании постигать азы научных знаний и нежелании овладевать формами и методами самообразования, а всё-таки о значительной части учащихся старших классов и студентов, которые переживают процесс перманентного реформирования образования в нашей стране. И действительно, объявленная ещё в начале 80-х годов  прошлого столетия бывшим Генеральным секретарём ЦК КПСС Ю.В. Андроповым реформа образования никак не может остановиться, хотя бы для того, чтобы оглянуться назад и определить, где мы есть, куда пришли с этими бесконечными преобразованиями в образовательной деятельности. Туда ли мы стремились в начале реформирования, тем ли путём мы шли? Не есть ли это дорога, ведущая в тупик в системе образования нашего общества? Если не сказать большего,  не сползаем ли мы, как  селевый поток, к пропасти со своими, казалось бы, благими намерениями реформирования?

     Не видеть того, что делается в стране для образования, значит быть слепцом. Да, действительно, и в масштабах государства, и на региональном, и на муниципальном уровнях вкладываются многомиллиардные средства для укрепления и развития материально-технической базы образовательных организаций. Строятся красавицы-школы, старые здания капитально ремонтируются, превращаются в храмы науки, оснащаются современными техническими средствами, растёт заработная плата (правда, далеко не у всех) учителей. Это всё так. Но это не самое главное в системе образования.

     Не могу судить о том, насколько наше общество выросло в духовно-нравственном развитии и как на это повлияло многочисленное строительство храмов и церквей. За последние 10-15 лет в Валуйском районе построено и реставрировано семь церквей. За это время закрыты почти все начальные и несколько основных школ, из средних общеобразовательных реорганизованы в основные три школы, на подходе ещё несколько школ. Построена лишь одна - в селе Рождествено. Увеличился ли приход истинно верующих и одухотворённых, покаявшихся в своих грехах прихожан в этих храмах? К сожалению, нет. Сам тому свидетель. Думаю, что время не то, и люди совсем другие. Пока стало просто модным ходить в церковь. Может, ещё всё впереди.

     Однако вернёмся к школе, к нашему образованию. Сегодня многие учителя в полный голос говорят о том, что за последние годы мотивация к обучению у старшеклассников снижена массово и повсеместно. Об этом же говорят преподаватели вузов, учёные, писатели. Качество знаний, их глубина и прочность по многим предметам с каждым годом снижаются. Преподаватели вузов, особенно технических, да и гуманитарных, жалуются на то, что на первом курсе приходится проходить ещё раз материал за среднюю школу, потому что нет фундамента, на котором можно двигаться к вершинам научных и профессиональных знаний. Эта проблема стала тревогой общественной, граничащей с национальной безопасностью страны. На повестке нынешнего дня стоят извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» В чём же причина? Попробуем разобраться.

     До некоторого времени образование в глазах общества было общественным благом, огромной ценностью. Быть образованным значило иметь высокий статус в обществе, можно было рассчитывать на карьерный успех и продвижение. И в школе, и дома родители говорили детям: «Учись, если не хочешь быть дворником, техничкой или пастухом». Хотя и эти профессии были востребованы всегда, и я не вижу ничего зазорного в этом. Они тоже нужны в обществе. Правда, зарплата и статус в обществе этих профессий были очень низкими, а порой унизительными. Теперь же «техничка» в некоторых офисах Москвы зарабатывает 30-40 тысяч рублей (а то и больше), что в два раза превышает оклад директора сельской школы, не говоря уже про учителя этой школы. Вот и наблюдаем парадоксальную вещь: конкурсы на трудоустройство дворником в больших городах и вакансии учителей в городах и сельской местности.

     В недалёком прошлом образование было неким идеалом, к которому надо было стремиться; это была определённая ценность, которую получить было не совсем просто. Образование осознавалось обществом как непреходящая ценность. Оно воспитывало, наставляло, убеждало личность в том, что она (личность) часть общества, значит, призвана ему служить. Общество, в свою очередь, не оставляло личность наедине с её проблемами и трудностями. А государство проявляло исключительную заботу об образованных кадрах. Поразительно, но факт: многие недоедали, не всегда было изобилие товара, низкая зарплата, а люди жили радостно, с песней шли пешком в поле и обратно, уважали  ветеранов и стариков, заботились о маленьких и инвалидах. Все люди-братья, появилась новая историческая общность - советский народ. В любом конце Советского Союза, в любой республике тебя встречали как родного. Я это много раз испытал на себе вместе с детьми. Почему так легко жилось в трудное время? Потому что ценности помогали осознать человеку, что главное в жизни, а что - второстепенное.

     К сожалению, многое утрачено. Активность наших учеников снижена, стремление глубоко познать и прочно закрепить основы наук практически отсутствует у значительной части старшеклассников и студентов. Вместо этого у большинства школьников появился комфорт бездеятельности и повальное времяпрепровождение на каждом перерыве и после уроков за планшетниками и смартфонами. Это уже становится своего рода заразной болезнью, почти не поддающейся лечению. Я был просто удивлён тому, что дети осознают вредность их зависимости от телефонов, смартфонов, плашетников и т.п. электроники, но ничего не могут с собой поделать, чтобы избавиться от ненужного их употребления, словно заядлые наркоманы. Дети понимают всю пагубность применения этой техники, а родители продолжают идти у них на поводу. Круг замкнулся.

     

     В процессе реформирования системы образования произошла трансформация образования как ценность в образование  как польза. Ученики быстро сориентировались, что полезно, а что для них бесполезно. Сегодня мы преподносим учащимся образование в виде меню в хорошо отстроенном ресторане. Им предоставлено право выбирать из того набора предметов, курсов и факультативов, что, по их мнению, им полезно. Значит, что им не полезно, то и изучать не стоит серьёзно, а то и вовсе не стоит заглядывать в учебники. Образование как ценность теперь не ценится. Анализ результатов участников олимпиад по химии, физике, биологии, астрономии и некоторым другим предметам, которые учащиеся не выбирали для сдачи ЕГЭ, удручающий. Нет ни победителей, ни призёров по одной простой причине: участники показали очень низкие знания или полное их отсутствие. А откуда эти знания возьмутся, если ученику они не нужны? А коль речь зашла об олимпиадах, то, на мой взгляд, их следовало бы проводить не раньше января-марта. С учащимися надо хорошенько поработать в плане подготовки хотя бы первое полугодие, а не гнать восемнадцать олимпиад за 15-20 дней. Убеждён, результаты будут другие. Меньше будет стыда и обиды у школьников и их наставников за свои результаты.

     Удивляемся и негодуем на то, что весь класс приходит неподготовленным к урокам по географии или биологии. По этим предметам никто не собирается сдавать ЕГЭ. А «двойки» их уже не пугают. Среднегодовую они как-нибудь до «3» доведут. Сладкие слова «свобода», «демократия», «выбор» всё больше и больше внедряются в систему образования. Мне могут сказать: «А что в них плохого?» И я думаю, что эти слова нам приятно ласкают уши. Но если ученик свободен в выборе предмета для изучения, а потом и в сдаче ЕГЭ, и это становится нормой, а, выражаясь словами известного политика, «процесс пошёл», - мы можем прийти к серьёзному провалу в образовании. А это наша национальная безопасность - образование.

     Всё чаще и чаще мы становимся свидетелями того, что в стране поднялась волна жалоб детей и родителей на учителей, агрессия против них. Даже несколько раз это выносилось на центральное телевидение. Тот, кто работает в школе, знает, наверное, случаи, подобные этому: ученик оболгал опытного, знающего, принципиально требовательного учителя. Значительная часть класса поддержала ученика, и педагогу остаётся единственный выход - подать заявление об уходе «по собственному желанию». Нередко из школы уходят сегодня знающие, опытные, лучшие учителя. Нередко от родителей можно услышать указания и замечания в адрес учителей такого толка: «Что вы от ребёнка требуете невозможное?»,  «Почему Вы так много задаёте ему читать?», «Зачем вообще нужен Ваш реферат?». «Я знаю, что у него должна быть «четвёрка», а вы поставили ему «тройку» и т.п. Я понимаю, что сегодня многие родители имеют дипломы о среднем специальном и высшем образовании, но далеко не все являются профессиональными педагогами. Зато как учить и чему учить школьника, нас поучают все  кому не лень.

     На мой взгляд, есть ещё одна существенная причина в нежелании старшеклассников и студентов «карабкаться по каменистымым тропам науки, чтобы достичь её сияющей вершины» (известное выражение К. Маркса.) Новый закон «Об образовании в РФ», вся политика, связанная с образовательной деятельностью, перевели понятие «образование» как ценность, как потребность быть культурно образованным и культурно развитым в широком смысле этого слова, в понятие «образование» как услуга, как товар. Ну и что тут плохого? Мы все сегодня живём в условиях товарно-денежных отношений нашего, ещё не совсем окрепшего капитализма. Кажется, здорово: человек вкладывает (пока за него это делают родители) деньги в своё образование. И снова, как в школе, абитуриенту открывается «меню» с высшими учебными заведениями и их факультетами от Владивостока и Сахалина до Калининграда и Мурманска. Выбирают по наличию купюр в кошельке. Учащийся вкладывает деньги в своё образование (покупает), чтобы потом продать себя на рынке труда, желательно подороже, ещё ни в чём себя не проявив. Человек (по определению экономистов) перестаёт быть человеком. Он становится определённым видом товара. Товар - это вещь, изготовленная с целью продажи. Товар, каковым является современное образование (воспитание и обучение по основному понятию в законе «Об образовании в РФ») и каковым становится человек, может стоить очень дорого (элитные школы и вузы). Можно пройти по рынку образования и труда и поторговаться о более низкой цене, а можно найти дешёвку. Идёт развращение нашего общества. Став товаром, образование перестаёт быть смыслом жизни, непреходящей ценностью личности.

     Образование, лишённое ценности, перестаёт быть значимым, а порой и нужным. Нужен диплом, порой не важно какой, чтобы продать себя на рынке труда. Но если мы порционно продаём и покупаем обучение, то как можно продавать по порциям воспитание: гражданственность, патриотизм, духовность, любовь к ближнему и другие ценности человеческого бытия, без которых нет и не может быть Человека? Мы даже и не представляем, как эта ржавчина (купля – продажа образования в виде документов) разъедает моральные устои нашего общества.

     Эти негативные явления, граничащие с профессиональным преступлением, подобно вирусной инфекции, распространяются в нашем обществе, поражая этой заразной болезнью не только взрослых, но и молодёжь. Школьники, студенты, их родители, видя всё происходящее, тоже учатся «покупать» самые необходимые для личной жизни образовательные услуги. Покупают репетитора, преподавателя вуза, декана факультета, коменданта общежития, реферат, дипломную работу, кандидатскую и докторскую диссертации.

     Мне стало не по себе, когда от нас потребовали сделать расчёт стоимости человеческого капитала в нашей школе. Если и тут меня оценят как товар, то я перестану быть учителем, который всю свою сознательную жизнь сеял доброе, разумное, вечное, не задумываясь об этом. Я выполнял свой гражданский долг - служил обществу, конкретным детям, Родине, а теперь меня превращают в легионера-негра, футболиста «ЦСКА», «Динамо», «Спартака» и др. Но даже если я буду стоить 100-150 млн. рублей в год, как эти иностранцы-рабы в наших спортивных клубах, то и тогда я не продамся. Я человек, а человек бесценен.

     В том, что значительная часть учащихся не «карабкаются по каменистым тропам» основ научных знаний, я вижу в определённой степени вину родителей. Сегодня родители не столько помогают школе обучать и воспитывать детей, сколько порой мешают учителям, а то и просто наносят вред. Обеспечив своих чад всем необходимым, по их мнению (одеждой, обувью, школьными принадлежностями, телефонами, смартфонами, планшетниками), родители считают, что на этом их миссия полностью выполнена. Их мало интересует, чем и как их дети занимаются в школе, на каком уровне развития находятся по сравнению со сверстниками – одноклассниками. На просьбу учителей запретить  детям пользоваться на перерывах, а то и на уроках, ненужными для учёбы техническими средствами родители не реагируют, а порой даже возмущаются. Они совершенно безразличны (по крайней мере, большинство)  к тому, подготовлен их ребёнок к урокам или нет. Многие из них не контролируют домашнюю работу школьников, а есть такие, кто возмущается вслух, при детях: «Назадавали тут все, когда ему выполнять!» Такое участие родителей в судьбе школьников только вредит и школе, и самому школьнику. Бывают, и нередко, такие случаи, когда родитель пытается указать учителю, что и как ему изучать с учащимися. Родитель на выходе школьника из школы видит свою главную миссию в том, чтобы набить кошелёк деньгами и купить место в вузе. Поразительно, но факт: все хотят в вуз, а есть ли для этого база или нет, их вовсе не волнует. Кого же мы плодим своим образованием? Какое будущее мы готовим нашей стране?

     Странно, но дети скорее нас, взрослых, поняли, как можно, не утруждая себя «карабканьем по каменистым тропам» научных трудов, различного рода словарей, дополнительной литературы, штудирования учебников, достичь вершины знаний и получить «5». Щелчком мышки ты открываешь Интернет и получаешь готовый научно обоснованный реферат на волнующую учителя тему, потому как ученика она мало интересует и он считает, что пользы от неё нет. Припоминаю случай. Даю ученикам задание: подготовить объёмный реферат по одному из решающих сражений в годы Великой Отечественной войны. Прошу обосновать свой выбор и доказать, что это сражение действительно было решающим. Один выпускник приносит работу  и гордо показывает её. Внешне неплохо оформленная, содержательная, обозначена литература, одним словом, потрудился. Спрашиваю: «Сам писал?» «Конечно!» - бойко отвечает он. «Ну а прочитал, что написал и отпечатал? Черновик сохранил?» «Да я его выбросил», - смущённо говорит. «А что за тему ты взял?» - продолжаю я. «Сталинградская битва и её значение». «Вот и хорошо. Принеси мне эту работу в рукописном варианте и будешь защищать свой реферат, потому что титульный лист действительно соответствует названной тобой теме, а содержание всё - о битве на Курской дуге».  Оказывается, юноша не удосужился даже прочитать то, что скачали ему из Интернета. Он перепутал задание матери, которая работала секретарём-машинисткой в одном офисе. К сожалению, ни родители, ни дети не осознают, что учёба - это труд, причём порой тяжёлый.  Об этом я говорю уже почти пятьдесят лет, сколько работаю в школе. И знания надо добывать, работая до «седьмого пота». Знания - это не оценка в журнале, не аттестат и не диплом об образовании. Знания - это уровень интеллектуального развития, чем можно гордиться.

     Не идеализируя советскую систему образования, задаюсь вопросом:     «Можем ли мы сегодня заставить, побудить, мотивировать нынешних школьников так, как учились дети в советское время? Да, там тоже были определённые изъяны, но  не столь катастрофические, как теперь.

     Совсем недавно в интервью телеведущей РТ министр образования и науки Д.В. Ливанов сравнил сегодняшние достижения в области образования с достижениями в советский период. Если, мол, в советское время в вузы поступало не более 25% выпускников средних школ и учебных заведений, то сегодня их свыше 70 %. Это, по словам министра, и есть достижение нынешнего этапа в развитии образования. Думаю, что наш министр не забыл о  том, что 25 % выпускников школ поступали в вузы исключительно на конкурсной основе, как,  вероятно, и сам министр поступал в свое время. Это была интеллектуальная элита школьников. Из неё росла интеллектуальная элита выпускников вузов, исключительно честная, морально чистоплотная, добивавшаяся успехов своим трудом.

     Из 70% нынешних абитуриентов больше половины, а то и две трети их покупают места в вузах, не утруждая себя в конкурсном состязании интеллектуального развития. А что касается достижений наших российских школьников на международных олимпиадах, так это - наша гордость, это наши звезды, но их все-таки единицы.

     Не хочу быть неправильно понятым. Я не выступаю с обличительной статьей нашей системы образования, хотя бы потому, что полвека служу делу воспитания и обучения достойных граждан нашего Отечества. Но я отчетливо вижу и ощущаю  деформацию, которая  происходит в нашем образовании в последнее время. И молчать об этом не могу.

     

     Что же делать, чтобы, как и в 60-80-е годы прошлого столетия,  российское образование было самым передовым в мире? По моему личному убеждению, нам необходимы перемены.

      Во-первых, образовательная политика нашего государства должна быть направлена на ормирование в сознании общества идеи, что образование  есть непреложная человеческая ценность. Надо образованию вернуть его статус и предназначение главного носителя культуры. Утратив культуру, потеряем Человека.

     Во-вторых, на мой взгляд, допущена ошибка, когда в государственной политике, в сознании чиновников образование отнесено к сфере экономической деятельности. Образование –  это не рынок услуг. Школа - это не ларёк в сельской местности и не супермаркет по продаже товаров оптом или поштучно. В школе растят и воспитывают человека, а не торгуют образовательными услугами. Я не парикмахер и не продавец, стоящий за прилавком. Я учитель, стоящий у классной доски, чтобы вместе с моими воспитанниками шагать к вершинам научных знаний. Уж если экономистам нравится считать образование сферой услуг, товаром, то пусть они считают это про себя, а не вслух, на всю страну. Это унижает учителя.

     В-третьих, надо вернуть учителю его изначальный статус. Он призван в школу, чтобы учить детей, не считая их по головам, и не заботиться о том, как можно больше набрать часов, чтобы догнать свою зарплату до среднемесячной по региону. Если мы говорим, что в руках учителя будущее страны, общества, то государство и общество должны создать ему такие условия, в том числе и зарплату, чтобы он, подобно вожаку в стае журавлей, свободно парил в необъятном просторе знаний, ведя их в тёплые края нашего будущего.

     Полувековой опыт работы учителем и тридцатипятилетний опыт работы директором школы позволяет мне сравнить развитие образования в стране в разные времена. Нынешний этап от предыдущего, дореформенного, отличается главным образом тем, что на всех ступенях школьного образования мы бежим «запыхавшись» в прохождении программного материала. Учитель лишен времени на систематизацию знаний, на повторительно-обобщающие, закрепляющие и углубляющие знания уроки. Это непростительно, особенно в начальной школе. Именно здесь мы закладываем фундамент, на котором впоследствии  продолжаем развитие ребенка. А если фундамент закладываем непрочный, то и дальше идет серьезное отставание, перерастающее в нежелание напрягать усилия в добывании знаний, выработке умений и навыков применения этих знаний на практике. Необходимо срочно менять программный материал по всем предметам. Нельзя за счет увеличения количества предметов в учебном плане приносить в жертву качество знаний по этим предметам. Вспомним классика: «Лучше меньше, да лучше».

     В-четвёртых, надо срочно принять исчерпывающие меры по освобождению школы и учителя из бумажного плена. Своей бумажно-бюрократической системой, возникшей и сформированной в головах чиновников, мы отняли у учителя детей. Не случайно кто-то, отчаявшись от невыносимого плена бумажной паутины, бросил просьбу: «Дети, идите домой, не мешайте работать». Это всеобщая жалоба учителей и врачей не даёт нам полноценно учить и лечить человека. Неужто непонятно чиновникам от образования, какой вред это наносит благому делу. И чем больше об этом говорят, тем больше плодится бумаг для отчёта. Как в сказке: вместо одной отрезанной головы вырастают три.

     В-пятых, учителя, как никогда, сегодня нуждаются в методической квалифицированной помощи. Постепенно уходят из школ советские учителя, которые имеют богатейший опыт педагогической деятельности. Им на смену приходят молодые педагоги, слабо владеющие педагогикой, методикой преподавания, потому как учились они не в пединституте, а в классическом университете, где этим дисциплинам не уделяют должного внимания. К тому же у них не было во время учёбы той практики по 2-3 месяца на каждом курсе, что было в советское время у студентов педвузов. Их надо доучивать на базе лучших школ у лучших учителей, чтобы успешно работать.

      В-шестых, нам необходимо коренным образом менять сознание родителей и детей. Учёба - это труд, и оценки по труду надо зарабатывать, а не покупать. Почему у значительной части поколения советских людей были более глубокие и прочные знания по многим предметам? У нас не было выбора сдавать или не сдавать экзамены по предметам. Они были обязательны почти по всем. К ним готовились и знали, что надо готовить. А в вузы и техникумы принимали только по конкурсу, достойных,  тех, кто стремился получить образование. Это было престижно, авторитетно и результативно. Возвратимся к этому - только выиграем в борьбе за образование. Что касается ЕГЭ,  что он якобы открыл дорогу школьникам из глубинки поступать в вузы, на это  замечу, что из нашей сельской образовательной школы поступило и окончило вузы одних учителей  разных специальностей  более сотни, не говоря уже о других выпускниках, которые получили высшее образование через конкурсную систему, без взяток, без металлоискателей и без видеокамер.

     А вот факт, что ЕГЭ закрыл дорогу тем, кто после школы пошел работать,  а потом, через 5-6 лет, решил пойти в вуз. Ему туда  дорога закрыта навсегда, потому что  баллы, полученные на ЕГЭ, действуют только год.

     Убеждён в том, что успехи в системе образования в стране во многом зависят ещё и от того, насколько компетентно и умело руководят этой отраслью подготовленные  кадры. Люди, которые ни единого дня не работали в школе, не могут грамотно предложить варианты решения проблем. Образовательную политику в стране должны выстраивать высокопрофессиональные, знающие, как говорится, изнутри систему образования. Это такая отрасль нашего бытия, которая напрямую определяет судьбу народа и его будущее. И отдавать её для руководства следует только в надёжные руки.

     

     Таково моё видение завершающего этапа реформирования системы образования. Я не претендую на то, что мои мысли - это истина в последней инстанции. Но мне больно смотреть на бесконечную дорогу преобразований в системе обучения и воспитания молодого поколения, на их беззащитное положение от проверяющих любого ранга, на их каторжный, выматывающий нервную систему, бумаготворческий, не приносящий пользу и удовлетворения  труд. Мне больно смотреть на директоров и обидно за них, что провозглашённые в законе «Об образовании в РФ» свобода и самостоятельность - это «призрак», который бродит не по Европе, а по российскому образованию. Кто угодно и за что угодно его могут наказать административно, отдать под суд и сделать его без вины виноватым. Факт, что мы сегодня у опасной черты в системе образования, показал результат ЕГЭ по русскому языку и математике в 2013-2014 учебном году. Представьте себе, что могло произойти с нашими выпускниками, если бы не снизили проходные баллы по русскому на целых 12, а по математике на 6. Третья часть всех выпускников в России не получила бы аттестатов о среднем образовании. Это на фоне тех рапортов о якобы постоянно растущем качестве образования, что докладывают чиновники Президенту. Теперь мы вынуждены дать право выпускникам сдавать математику в двух вариантах: для средних и для очень слабых.

     Ввели сочинение как пропуск к сдаче основных экзаменов в 11 классе. Это словно снег на голову выпускников в летние месяцы. Чтоб написать сочинение, тут надобно умение: их не учили этому должным образом, потому что не требовалось. Сочинение школьника – это особый вид знаний и умение применять знания в практической деятельности. Это своего рода проверка способностей выпускника самостоятельно мыслить, грамотно и логично излагать свои мысли на бумаге, его начитанность. Пока мы видим примитив. Главное  - надо набрать 250-300 слов и чтобы не больше семнадцати ошибок - и у тебя «зачет». Вспоминаю своё выпускное сочинение. Тему я выбрал не случайно: «Образ Павла Корчагина в романе Н. Островского «Как закалялась сталь»». Я с этим образом живу по сей день. Сочинение было написано на 12 листах, причем почти половина стихами собственного сочинения. Комиссия оценила моё сочинение на «4»/«5». С начальной школы нас учили устной и письменной речи. Сотни сочинений были написаны школьниками за время учебы. Нас этому учили наши советские учителя. Этот бесценный опыт следует и сегодня использовать в российских школах.

     Думаю, что нам следует всё-таки остановиться с бесконечными экспериментами. Пока ещё не поздно.

     В. Подерягин, народный учитель СССР,

    член союза журналистов России

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить