12+
EURUSD21/0976.041.0062
EUREUR21/0990.011.0485
г. Валуйки

  • «Работягами были наши бронепоезда…»

    2016-01-2910060

     Статьи и очерки Полины Сидякиной пользуются большим успехом у читателей. Сама увлечённая краеведением, она каждого из нас приобщает к истории малой родины, знакомит с судьбами земляков, достойных сыновей и дочерей Отечества. Шесть толстых общих тетрадей, исписанных аккуратным почерком, стопка вырезок из районной газеты, наброски новых проектов  – настоящее богатство Полины Ивановны. Перелистываю страницы, расспрашиваю. «Сегодня расскажу о бронепоездах,  – удивляет меня собеседница. – И о том, как трудились валуйские железнодорожники в годы войны».

     -  Интерес к этой отрасли у меня вполне объяснимый: мать, отец, дядя, тётушки Акулина и Надежда, двоюродные сёстры работали, как принято говорить, на стальных магистралях, сама я начинала  с железной дороги. Это уже потом стала пионерской вожатой и в дальнейшем посвятила жизнь школе. А что такое  вожатая? Это – целый день с детьми, тимуровское движение, помощь ветеранам, беседы с ними,  интерес ко всему, что происходило и происходит рядом с тобой, желание осмыслить, записать всё это и передать детям-внукам-правнукам. Пусть знают, помнят, равняются!

     Роль железнодорожников в годы войны переоценить невозможно – так много они сделали для Победы. Под бомбёжкой машинисты вели поезда к фронту, путейцы работали сутками, и немало их погибло на трудовом посту. Мой сосед, Яков Иванович Сидякин, работал стрелочником на станции Трошино. Он вспоминал: «После того, как два моста были взорваны, целым остался только один железнодорожный путь. По нему и шли поезда. С востока - на фронт, с техникой и продовольствием. На восток – с ранеными. И однажды так случилось, что едва не «встретились» два состава на одном пути». Бежал тогда Яков Иванович по снегу без валенок к стрелке, чтобы не допустить столкновения и перевести один поезд на запасный путь.

    Работягами были не только люди, но и бронепоезда. Как-то от   Харитона Иосифовича Чуркина  услышала: «Я ведь всю войну на бронепоездах был. На платформах стояли зенитки и пулемёты.  Пули свистят - ребят косят, а я как заговорённый. Мы получали приказы - двигаться и двигаться вперёд. Раз, когда приказ читали,  я удивился: фамилия командира мне знакомой показалась.  Прямо как из наших мест – Бегичев».

     Да, уроженец Шелаево, большевик с 1917 года, Семён Афанасьевич Бегичев стал «большим человеком» - так называли его в родном селе. Он родился в 1885 году, рано начал работать на железной дороге, вступил в партию в 1917, во время  гражданской войны возглавил партизанский отряд, в котором некоторое время находился молодой Аркадий Гайдар. Кстати сказать, красный партизан Бегичев - один из героев гайдаровской повести «Школа». Занимался партийной работой, был комиссаром. Видел Ленина. Закончил рабфак, железнодорожный институт. В 30-е годы стал заместителем наркома путей сообщения Кагановича. Перед войной  выполнял особое задание. Бронепоезда – 200 единиц - были собраны «на запасном пути» в Подмосковье, отремонтированы, сохранены и вскоре стали на защиту страны.

     Всю войну восстанавливал Семён Афанасьевич железнодорожное  полотно, двигаясь вслед за фронтом; видя всё своими глазами, отдавал приказы о движении не из тёплого кабинета, а из вагона-теплушки. В одном из таких поездов трудилась моя землячка Екатерина Максимовна Ерохина. Она рассказывала, что, когда погнали врага на запад, наши восстановительные поезда шли за фронтом и разводили рельсы - расширяли колею под вагоны советских поездов, идущих на запад. Броневагоны с пулемётным или пушечным вооружением,  платформы прикрытия, платформы со шпалами, балластом, шпалоподбойками, «телячьи» вагоны, где на соломе после тяжелейшей работы спали как убитые  наши железнодорожники, тянулись за броневиком. Трудно было,  особенно в Белоруссии: как начинается бомбёжка, негде укрыться - кругом болота. Забирались рабочие под вагоны, и  будь что будет!

     В Валуйках тоже стоял бронепоезд, отражая налёты фашистских стервятников. Потом специальная бригада поведёт его под Харьков. С этим броневиком уйдёт на войну и Пахом Наумович Шелаев. Домой вернётся уже из Венгрии, после Победы.

     В январе 1943 года валуйские железнодорожники  укрепили платформы и, можно сказать, смастерили-оборудовали своими силами два бронепоезда, которые  были отправлены в помощь освободителям Харькова. 

     В сопровождении таких вот «железных трудяг»  ехала одна из танковых частей от стен Берлина на Дальний Восток. Об этом вспоминал шелаевский парень Иван Васильевич Зубцов, которому довелось нести там службу: «Двигались через Украину, опасались диверсий бандеровцев.  Броневики - впереди и в конце поезда».

     И снова я хочу вернуться к Семёну Бегичеву и его семье. Жена Евдокия Кирилловна вместе с мужем находилась в бронепоезде, ухаживала за ранеными, стирала бинты. Сын Андрей Семёнович – был офицером. К сожалению, сейчас уже невозможно найти какие-то документы и фотографии, но племянник Пётр вспоминал снимок Андрея у топографической карты и то, что его дочери, Вере, сшили пальто из шинели дяди Андрея. Мария Семёновна служила в связи, не раз её забрасывали с рацией в тыл врага. Вот с Марией как раз и завязалась моя переписка в 1967 году, незадолго до смерти её отца. И все письма ко мне она подписывала так: «С коммунистическим приветом, Мария».

      Необыкновенной скромности были эти люди. Семён Бегичев занимал после войны высокий пост - возглавлял управление Московской окружной дороги, а квартиру в Москве  персональный пенсионер союзного значения получил только перед выходом на заслуженный отдых!

      Я рада, что в нашем селе многие интересуются судьбами своих родственников, историей малой родины. Увлечены этим школьники и их учителя. А раз это так, то никогда не прервётся нить, связывающая прошлое, настоящее и будущее.

      Рассказ Полины Сидякиной с интересом слушала и записала корреспондент Галина Долгополова

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить