12+
EURUSD20/1077.78-0.1461
EUREUR20/1091.560.2488
г. Валуйки

  • Корабль, плывущий вдаль

    2016-06-039790

     Отзвенел звонок с последнего урока, когда я пришла, как условились, сюда, в среднюю школу №4. «Итог нашей работы – наполнение ума детей знаниями, а души – добротой», – скажет в ходе нашего общения заместитель директора Н.В. Ефимова, как бы подведет черту под прошедшим учебным годом, а пока мы идем по тихому коридору.

     Много интересного предстоит тут услышать и увидеть. Уже мне известно, что три школы района, Шелаевская, Казинская и Валуйская средняя школа№4, являются призерами на региональном уровне Всероссийского конкурса «Вифлеемская звезда». Им присвоено звание «Лучшая образовательная организация по формированию духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи».

     – Начинали с нуля. Получила я как преподаватель школьные часы по основам православной культуры, а чем их заполнять, о чем говорить детям – не знаю, признается Наталья Витальевна.

     – Сдавала недавно на институтской  сессии экзамен по атеизму… – подхватываю недосказанное и слышу в ответ слегка смущенное: «Об этом лучше не вспоминайте».  В общем повезло ей тогда, в 2003 году. На курсы направили. И никуда-то, а в центр российского православия, в Свято-Троице-Сергиеву Лавру. Напряженным было обучение. Ведь предстояло коренным образом изменить свой взгляд на самое главное, на мироустроение и место в нем человека. Уроки богословия, методические занятия, службы в прекрасном древнем соборе, где всё пронизано благодатью преподобного Сергия Радонежского.

     Осторожна была в разговоре о личном моя собеседница, взвешивая каждое слово. Вспомнила о первых уроках православия, о классе, наполненном  детишками из трудных семей, сказала об испытанной радости. Ребята тогда стали меняться на глазах под воздействием тематики нового школьного предмета.

     – Нам нужен храм, чтобы растить детей в православных традициях, – вскоре убеждали родителей директор школы Г.В. Зеленская и ее заместитель Н.В. Ефимова на собрании жителей микрорайона. Решался вопрос – быть или не быть на Соцгородке Божиему дому. А потом было освящение закладного камня, строительство храма, и засияла куполами маленькая церковка в честь святителя Иоанна Златоуста.

     – Наши детки ангелами там были, – с удовольствием  вспоминает Наталья Витальевна архиерейскую службу в день освящения храма. «Почетная миссия» для учеников четвертого класса, как она выразилась.

     – Давайте совместно работать, – предложил вскоре настоятель Димитрий Готовкин, почувствовав искренний интерес к духовности со стороны педагогов. Так шесть лет назад и был создан в школе Центр духовно-нравственного просвещения во имя святителя Иоанна Златоуста. Несколько  отцов сменилось в храме, каждый внес свою лепту. Сегодня в школе благодарны за соучастие в заботах по воспитанию детей настоятелю Андрею Шаройко.

     – Матушка Ксения уже тут. Сейчас батюшка Андрей придет, – заглянул кто-то из педагогов в дверь кабинета заместителя директора, пока мы сидели за разговором.

     – У Галины Викторовны, нашего директора, сегодня день рождения, – объяснила Ефимова. Значит, «многая лета» ей пожелают. Чем не наглядное подтверждение тесного сообщества школы и церкви?! То и дело мне предстоит приятно удивляться, совершая экскурс по школе.

     Останавливаемся у двери, за которой обычно проходят музыкальные занятия. «Уроки преподаются в рамках православной культуры», – говорит Ефимова. – Вокальную студию и хор «Мелодия веры» ведет Наталья Васильевна Сибирцева. Детьми познаются зачатки духовного песнопения. Под руководством педагога ребята исполняют православные произведения на школьных праздниках, районных и городских мероприятиях. И, конечно, в особые случаи – в храме.

     Как прекрасны и нежны акварели – любуюсь пасхальной выставкой детских рисунков в изостудии, руководимой Ж.И. Лукьяновой и Е.П. Карагодиной, «Православная палитра».  Тема ее заложена самим названием, содержание соответствует ей. Фантазией наполнена каждая поделка в творческой мастерской «Мастерица» педагога Т.М. Семиволос. «Такие разнообразные, а тема – одна, православная», – по ходу комментирует Наталья Витальевна.

     – А результаты? – спрашиваю кратко.

     - Мы сами видим перемены, на глазах меняются дети.

     Спешим. Так о многом хочется сообщить руководителю Центра духовно-нравственного просвещения, сопровождающей меня. Сказать, например, об Анне Храповой. Три года подряд девочка лидирует в районной олимпиаде по православной культуре. Успешно  выступала и на всероссийском уровне. Сейчас Аня заканчивает девятый класс. Богатый внутренний мир позволяет ей быть отличницей в учебе. Три дочери в семье Храповых воспитаны в православных традициях, воцерковлены, успешны.

     Не в один год сложилось в школе то, чем она сейчас располагает – убеждаюсь в своих впечатлениях, когда входим в музей. Заложен он в год основания этого учебного заведения, 40 лет назад. Экспозиции представлены разные. Музей из разряда комплексных. «Школа – это корабль, плывущий вдаль», – лозунг его.

     – И церковь образно называется кораблем. Спасения… – вырывается у меня невольная сравнительная параллель.

     – Отец Димитрий тоже так же откликнулся, – соглашается Наталья Витальевна, опять вспомнив с благодарностью бывшего настоятеля храма, принявшего участие в становлении духовно-нравственного просвещения школы. – Отцов было много, а центр сохранился и работает, – делает вывод она, и законное удовлетворение чувствуется в ее словах.

     Да и как не быть довольным теперь, когда столько уже пройдено, достигнуто, передано детям. Где, как не в музее, например, ребята могут прикоснуться к дедовским традициями. Узнать и о том, что смысл жизни семьи черпался из чистых источников православия. Здесь, в музее, сегодня ученики видят устроение крестьянской избы с ее красным углом, иконами на полочке. А эти неугасимые лампадки… Разве не ими, словно нескончаемой молитвой, веками поддерживалась связь с Богом православного хлебопашца, кормильца Руси.

     – А вот экспозиция «Валуйки и Валуйский уезд конца 19-го начала 20-го веков», –  учитель истории, руководитель музея, Н.И. Бутова обращает мое внимание на старинные иконы. – Они не только не потемнели, находясь у нас. На глазах светлеют. Особенно образ святой великомученицы Варвары.

     Наталья Ивановна говорит о своих маленьких помощниках, которые уже  сами могут быть экскурсоводами по православной тематике для групп младших классов и воспитанников детсада №8 «Золотая рыбка». Юные краеведы провели исследования на тему «Утраченные святыни». Собрали материал о пяти разрушенных храмах. Главная работа, как стало мне понятно, – впереди.

     Краеведением увлечены разновозрастные дети. Кто-то уже вышел из стен школ, сохранив любовь к родному краю и стремление познавать его. Не без гордости говорят о выпускницах Оксане Алимовой и Анастасии Кушнир. Теперь они студентки истфака университета. Олеся Ласковец сейчас заканчивает одиннадцатый класс и намерена последовать их примеру.

     – Да что за примером далеко ходить, – призналась Н.И. Бутова. – Я сама из учениц преподавателя Теслевой, по ее примеру пошла на истфак. Инне Николаевне мы благодарны за музей. Она организовала его, наполнила содержанием, передала любовь к родному краю, – горячо говорила Наталья Ивановна, сообщив, что любимого учителя уже нет в живых.

    А сколько можно узнать о роли исконно православных традиций в воспитании детей в кадетском классе. В углу – бархатное знамя, на стене - икона святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя патриотического клуба. Возглавляет его майор в отставке А.А. Ефимов. Здесь всё по-взрослому, всё всерьёз – стало ясно, когда услышала  о присяге, которую, вступая в его ряды, дают кадеты-пятиклассники в момент благословения их настоятелем храма во имя Иоанна Златоуста.

     – Десять педагогов работают у нас в Центре духовно-нравственного просвещения – продолжала знакомство с делами школы Ефимова, когда мы отправились по коридору дальше. – Вообще-то, точнее будет, если скажу: задействован весь коллектив. И в «Вифлеемскую звезду» каждый внес свой вклад. Запишите о Елене Алексеевне Исионовой, – подсказала мне. – Она возглавляет методическое объединение русского языка и литературы. Она и Елена Викторовна Кандабарова ведут литературный клуб. Сколько сочинений на высокодуховные темы проведено в классах по их инициативе  на темы «Святая Русь» и «Святые защитники Руси». Дети писали о митрополите Московском Филарете, патриархах Алексии I и Алексии II, о преподобном Сергии Радонежском… Творческие работы отсылались на всесоюзные конкурсы, занимали призовые места.

     Православный театр «Образ», волонтерский отряд «Доброе сердце», воскресная школа, которой руководит В.Н. Безлепкина… – всего не перечислить, что сближает учеников и наставников в процессе становления личности будущих граждан России. Неслучайно здесь стало традицией посещение молебна в храме на пороге расставания со школой. Уверенней входят выпускники во взрослую жизнь, когда попросят помощи у Господа и Его святых угодников.

     – А как насчет взаимодействия с районным Центром духовного просвещения? – законное место имел и такой мой вопрос в ходе беседы.

     – При его открытии в новом месте мы принесли свой стенд. По просьбе руководителя Центра, – слегка засомневалась Наталья Витальевна, в том ли направлении даёт ответ. В общем, как-то не вышло подробностей на эту тему. Да, считают здесь тот Центр своим куратором, посылали туда отчеты о проделанном. «В этом году приезжала к нам в школу директор Татьяна Николаевна Селиверстова, когда проводили мероприятие о воспитании девушек в православных традициях», – с удовольствием сообщила Ефимова. Прекрасная злободневная тема. И хочется, чтобы таких общих дел с Центром в будущем учебном году было как можно больше.

     «Без православия не было бы России», – как зачин ко всему учебному процессу представлены слова президента В.В. Путина на стене рекреации школы №4.

    Накануне последнего звонка

     Разговор в конце учебного года о духовно-нравственном воспитании детей, состоявшийся в сш №4, имел свое продолжение в Валуйской средней школе №1.

     И здесь было чем поделиться директору С.А. Будыкиной. Во-первых, Светлана Анатольевна сообщила о недавно состоявшемся собрании отцов.

     Актовый зал был полон в тот воскресный день. Среди пап сидели и мамы, но их, в отличие от прочих собраний, пришло совсем мало. Участие приняли дети. Ребята выступали между серьезными проблемами в роли артистов, пели песни, рассказывали стихи, и всё – о папах.

     Безотцовщина. Как тяжело делается на душе, когда говоришь или слышишь это слово. Будто с времен страшной войны залетело оно к нам, желающим жить беззаботно и вольно. Жить и строить свои отношения с противоположным полом, нередко забывая напрочь о том, что от этого случаются детки. Катастрофическую  цифру на этот счет назвал в интервью мне священнослужитель, воздержусь-ка, пожалуй, ее обнародовать.

     Разговор на собрании отцов пошел в виде опроса. Многие смущались, говоря о том, как строят отношения в семье, другие оказались более смелыми, но все проявили заинтересованность. «Беседа получилась живой», – скажет позже настоятель храма во имя святителя Иоанна Златоуста Андрей Шаройко. Именно он по благословению благочинного протоиерея Михаила Чайки осуществлял духовное попечение собрания.

     – Быть отцом – великая ответственность. Всем сущим управляет Отец Небесный. Главе семейства тоже от Бога дается власть. И мудростью он наделяется, чтобы мог воспитывать правильно и подавать добрый пример своим детям. Большие неприятности ожидают семьи, где предпочтение отдается материальному, – говорил, выступая на собрании отец Андрей. Было о чем сказать и председателю попечительского совета отцов прокурору Р.В. Посохову. Он в соответствии со своей должностью нацелил на предупреждение конфликтов с законом, подчеркнув, что к проступкам ведет отсутствие  доброго примера отца в трудном подростковом возрасте.

     Чужих детей не бывает – вынесло решение собрание. Необходима помощь семьям, живущим без мужского влияния. Пусть отцы каждого класса возьмут шефство над мальчиками, нуждающимися в их поддержке. Поход выходного дня, совместный отдых, общие маленькие праздники – мало ли куда можно пригласить подростков, растущих без мужского влияния.

     – И очень важен духовно-нравственный аспект в воспитании детей, – говорила теперь в кабинете директор, делясь насущными проблемами. Светлана Анатольевна сообщила о поездках в краеведческие музеи Белгородчины, о посещении ребятами местных храмов. Остановилась на  моменте, когда они вошли в Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Какое архитектурное историческое благолепие!  Но что сравнится с пользой для души от беседы с детьми служителей храма. О смысле Божественной литургии, Таинства исповеди и причастия – об этом услышали здесь юные валуйчане.

     На духовно-нравственные темы в школе проходят конкурсы,  выставки детских рисунков и поделок в разных прикладных техниках, праздничные мероприятия. «На каждом уроке можно найти составляющие, формирующие личность в православных традициях», – говорила Будыкина. – Наши дети должны быть социально адаптированы, духовно развиты, любить свою малую родину. Почему бы им не гордиться тем, что выросли в Валуйках, учились в школе №1? Если ты не духовен, то не можешь по-настоящему любить свою Родину, – сделала она вывод. Довольно-таки с высоких позиций прозвучала истина, но как ложится она на душу каждому, знающему, о чем тут идет речь.

     Светлана Анатольевна заговорила о детях, посещающих воскресную школу. Не без гордости директор назвала ученика восьмого класса Иосифа Савоня. Признан победителем муниципального конкурса «Знатоки православной культуры». Немало в школе и других побед. Юные краеведы приняли участие в областном фестивале науки «Мои исследования – родному краю». На этом месте нашей беседы в кабинет была приглашена учитель биологии Л.И.  Шинкарь. Было о чем рассказать педагогу. Ее воспитанники Надя Путилина, Алеша Севостьянов в результате комплексного исследования подземного монастыря во имя Игнатия Богоносца стали призёрами.

     В течение 10 лет занимались темой. За эти годы было задействовано 11 человек. Работу начали в процессе восстановления обители, обобщили информацию исторического, духовного и экологического характера. Изучили подобные храмы Киева, Воронежа, Белогорья и пришли к выводу: наш местный подземный монастырь относится к более древнему времени, чем принято считать. Даша Семенова, Катя Колищинская выступили с докладом на международной научно-практической конференции в поселке Борисовка и отмечены Дипломами. Практический результат проделанного: коллективную работу рекомендовано использовать для проведения экскурсий. Что же касается духовного аспекта – его не измерить цифрами, не передать несколькими газетными фразами.

     – Я практикую ситуационные задачи, – делилась педагогическим опытом С.А. Будыкина в ходе нашей беседы. – Иначе как объяснить абстрактные понятия? И чем замерить нравственные качества, как не наглядными примерами? Все так непросто и требует огромных вложений души. А дети по своей природе к красоте, гармонии тянутся…

     – Вот как представляется им Божий мир, – сходив куда-то, Светлана Анатольевна быстро выставила передо мной на стол детские поделки, разложила рисунки. Неотрывно смотрю: сколько света и тепла в игре красок  при изображении Самого Создателя, каким Его представляют ребята.

     Людмила Гаргун

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить