12+
EURUSD26/0700
EUREUR26/0700
г. Валуйки

Общественно-политическая газета
города Валуйки и Валуйского района

  • 113-116
    • ЕГЭ – путевка в жизнь

      2016-12-023770

       2001 год имеет особое значение для российской системы образования. Именно в этом году вышло постановление Правительства Российской Федерации, давшее старт введению ЕГЭ для оценки знаний выпускников школ. За 15 лет ЕГЭ прошёл нелёгкий путь в своём становлении и развитии. Были на этом пути и очень критические периоды. В 2013 году под вопросом оказалась сама идея ЕГЭ, допущенные массовые нарушения поставили под сомнение основополагающие принципы ЕГЭ – принципы объективности и честности. В тот год очень пошатнулось доверие к экзамену. Встал вопрос: или отказаться от ЕГЭ, или принять необходимые меры по наведению порядка. Было принято второе решение.

       Итак, ЕГЭ существует 15 лет. Это уже не новые, а понятные и хорошо известные процедуры. Но споры вокруг этого явления не затихают до сих пор. Вспомним, какими жаркими они были накануне выборов в Государственную Думу  в этом году. Оказалось, для многих кандидатов в депутаты отмена единого экзамена – это очень желаемое изменение в российском образовании. И вот здесь как раз надо хорошо поразмыслить, а чего в ЕГЭ больше – плюсов или минусов. Однозначно, плюсов.

       Плюс первый. ЕГЭ исключил понятия «выпускные экзамены» и «вступительные экзамены». ЕГЭ – одновременно и то, и другое. В связи с этим существенно снизились психологические и умственные нагрузки на учеников, так как экзамены нужно сдавать только один раз и готовиться только к однократной сдаче экзамена, если не считать практики запугивания такими «страшными» экзаменами.

       Плюс второй. Не нужно сдавать много предметов. Только два обязательных и один-два по выбору. Это также значительно снимает нагрузку с учащихся. Если оглянуться в то время, когда не было ЕГЭ, то выпускные экзамены в школе считались своего рода марафоном. Лично я, к примеру (в далёких семидесятых теперь уже прошлого века), сдавал восемь выпускных экзаменов, почти такое же пережили мои дочь и сын в конце девяностых и начале двухтысячных годов. Все устные экзамены проходили по билетам. А билет, как известно, это лотерея, повезло – не повезло, посчастливилось – не посчастливилось. ЕГЭ исключил эту лотерейность, нужно ориентироваться во всём материале, и если школьник забыл ответ на какой-либо один вопрос, то знание всех остальных этот пробел компенсирует.

       В то же время малое количество экзаменов автоматически становится минусом, так как школьник расслабляется и все свои силы уводит на то, чтобы сдать эти экзамены, и перестает обращать внимание на другие, не менее важные предметы. Ученики утрачивают широкомыслие и перестают разбираться в необходимых в жизни вещах, снижается общий уровень образованности. Во многом это послужило причиной введения всероссийских проверочных работ в 11 классах, чтобы поднять общий уровень преподавания и пресечь натаскивание только по нужным предметам, отметки в аттестате должны демонстрировать истинный уровень знаний.

       Плюс третий. Возможность подавать документы в пять вузов одновременно. А во времена экзаменов «по билетам» документы можно было подать только в один. И если с первого раза не поступишь, то придется дожидаться следующего года. Сколько в памяти примеров, когда по-настоящему хорошие, имевшие глубокие знания школьники «проваливали» вступительные экзамены, переживая это как трагедию, долго после этого не могли прийти в себя, многие поступали с последующих попыток. Итак, ЕГЭ увеличил количество шансов на поступление в пять раз.

       Плюс четвёртый. Предлагаю вспомнить череду событий, которыми была наполнена жизнь семьи школьника и его самого после того, как он сдал выпускные экзамены «по билетам» и получил заветный аттестат о среднем общем образовании. Начинались сборы в дорогу, нужно было покупать билеты на самолёт, поезд или автобус, чтобы везти документы в приёмную комиссию, родители для этого отпрашивались с работы или брали отпуск, затем в вузе были платные подготовительные курсы, и хоть они были по желанию, но желали, как правило, почти все, в приёмной комиссии об их пользе и необходимости рассказывали очень убедительно. Сколько времени и сил уходило при этом на выстаивании в очередях. На июльское проживание-пропитание тратились немалые родительские средства. В августе шли вступительные экзамены. Что творилось на подступах к вузам в дни устных экзаменов! Толпы родителей, слёзы и рыдания тех, кто не сдал, страсти о «зверствах» экзаменаторов из уст несдавших, состояние шока у родителей, ожидающих своих детей. ЕГЭ всему этому положил конец, максимально упростив процедуру поступления.

       Плюс пятый. Введение системы ЕГЭ позволило уничтожить коррупцию. Бытует мнение, что коррупция переехала из вузов в школы. Но для этого мнения нет основания, так как в последние три года приняты беспрецедентные меры по обеспечению объективности ЕГЭ.

       Плюс шестой. Это отсутствие человеческого фактора. Любой учитель, в первую очередь, - человек. А любому человеку свойственно иметь привязанности и неприязни. Это означает, что, несмотря на всю непредвзятость преподавателей, любой из них, хоть и на подсознательном уровне, будет стремиться помочь своим любимчикам и, наоборот, «завалить» тех, кто им не нравится.

       Мой стаж работы в школе почти 30 лет, всё время в должности директора. Каждый год добросовестно выполнял обязанности председателя экзаменационной комиссии, в состав которой входил и работающий в этом же классе учитель. Садится отвечать выпускница, у которой в классном журнале одни четвёрки и пятёрки, а ответ - ну никакой. Наводящие вопросы тоже не помогают. А вот ученик, имевший тройки и четвёрки, отвечает толково, объясняет причинно-следственные связи, одним словом, молодец. Начинается обсуждение ответов, учитель, заметно нервничая, говорит: «Не понимаю, что с Машей. Не показала себя. Но она такая славная девочка, такая послушная, так всегда старалась, а Петя сегодня хорошо ответил, не ожидала, но на уроках он нарушал дисциплину, отвлекался». Вот такие подчас звучали доводы вместо того, чтобы реально оценивать имеющийся уровень знаний.

       Другая сторона: человеку свойственно ошибаться. И даже учитель, знающий свой предмет на очень высоком уровне, может не заметить, пропустить, ослышаться и т.п. А следовательно, снизить оценку сдающему или, наоборот, завысить её. До введения ЕГЭ многие двоечники на выпускных экзаменах в школе чувствовали себя очень комфортно, даже не понимая, что плохо учились. Разве это правильно, чтобы учителя, учившие детей, у них же принимали экзамены. Ни один учитель не поставит себе плохую отметку. А сколько абитуриентов пострадали от вопросов экзаменующих преподавателей, вопрос об одном и том же можно сформулировать очень даже по-разному, а если точка зрения доцента или профессора на то или иное событие, процесс, явление не совпадала с позицией авторов учебника, по которому учился абитуриент, что тогда? А если вопрос задан не по школьной программе? Всё могло быть.

       Плюс седьмой, решающий. Именно ЕГЭ предоставил всем школьникам уникальную возможность поступить и учиться в лучших вузах страны, независимо от того, где они родились и проживают. ЕГЭ обеспечил равные права всех учащихся на получение профессионального образования. Всё потому, что благодаря ЕГЭ созданы единые для всей страны правила игры, позволяющие выпускникам честно определять свою судьбу, используя накопленный багаж знаний. За примерами далеко ходить не надо, они рядом, вокруг нас. Стоит только проанализировать, сколько ребят из обычных сельских школ за эти годы поступили в престижные вузы страны.

       ЕГЭ – это развивающееся и обновляющееся явление. ЕГЭ вчерашний и ЕГЭ сегодняшний – это совершенно разные вещи. Сегодня единый госэкзамен направлен на формирование думающего выпускника. Подтверждением тому служит целый ряд фактов.

       С 2014 года все выпускники пишут итоговое сочинение. Очень интересные тематические направления, как, впрочем, и в предыдущие два года, предложены на этот учебный год: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Каждое направление позволяет не только продемонстрировать свою начитанность, но и проявить свою духовную сущность. В ЕГЭ по истории включено историческое сочинение, представлены задания, которые проверяют умение анализировать исторические документы, аргументировать оценки исторических событий. ЕГЭ по обществознанию в настоящее время проверяет, насколько гражданин знает свои права и обязанности, ориентируется ли он в устройстве нашего государства, в ЕГЭ по обществознанию есть и мини-сочинение о проблемах общественной жизни. ЕГЭ по литературе включает сочинение по произведениям русской литературы. Возвращена устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам. ЕГЭ по математике разделился на два уровня: базовый и профильный. Выпускнику-гуманитарию, не планирующему получение инженерных или естественно-научных специальностей, теперь можно без стресса достойно сдать экзамен по математике и гордиться своим успехом. Из ЕГЭ уходит тестовая часть, в 2017 году её уже не будет и по химии, физике, биологии. Тестовая часть осталась только по иностранным языкам. Планируется возврат устной части в экзамен по русскому языку, в настоящее время ведётся её апробация. Совершенствуются модели заданий, изменяется система оценивания. Таким образом, от проставления крестиков российский ЕГЭ проделал большой путь в сторону активной мыслительной деятельности.

       Все мы хотим, чтобы так называемый «портрет» выпускника школы был многогранным. Этот «портрет», безусловно, вмещает множество личностных характеристик, среди которых я бы особо выделил две: это осознание себя личностью, уважающей закон и правопорядок, ответственной перед семьёй, обществом, государством, и мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни. ЕГЭ и есть как раз то воспитательное, нравственное пространство, которое закаляет характер.

       ЕГЭ – это сочетание трёх понятий: «можно», «нельзя», «надо». Успех ЕГЭ зависит от того, стала ли законопослушность нормой, основным мотивом действий, убеждением как участников экзамена, так и всех тех, кто его организует и проводит. Чувство ответственности не приходит само по себе, его необходимо формировать изо дня в день. Обеспечивает проведение ЕГЭ в области департамент образования. Но при этом, как показала жизнь, всю полноту ответственности с департаментом должны разделить муниципалитеты. По большому счёту в муниципалитете четыре должностных лица отвечают за соблюдение порядка проведения ЕГЭ: глава администрации, его заместитель, курирующий сферу образования, руководитель органа управления образованием и директор школы. Экзамены сдают обучающиеся, с которыми муниципалитет работал одиннадцать лет. Поэтому ЕГЭ – испытание, прежде всего, для муниципалитета, демонстрация результатов своих усилий по воспитанию нравственной личности.

       Есть установленный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Главное, чтобы каждый выпускник, родитель, педагог восприняли его как регулятор поведения, действий, мыслей. У каждого участника ЕГЭ должна быть внутренняя установка: «Соблюдение Порядка – это моя обязанность». Все беды и неприятности на ЕГЭ - от его пренебрежения. Соблюдать запреты – это свойство сильного человека. Разве сложно не иметь при себе запрещённые средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, или не общаться друг с другом, или следовать указаниям организаторов и т.д.?

       Сегодня ЕГЭ своеобразно обставлен. Имею в виду обязательное видеонаблюдение, средства подавления сигналов мобильной связи, металлоискатели, общественное наблюдение (как раз все эти атрибуты и раздражают народ больше, именно их относят к минусам ЕГЭ, считая факторами, вызывающими стресс). Отвечу так: это обычные явления нашей сегодняшней жизни, к которым нужно очень спокойно относиться. Во все времена экзамены (и по билетам, и ЕГЭ) вызывали определённый стресс, который, как правило, многократно возрастал у тех, кто учился недобросовестно, а значит, не имел системных знаний. Не будем забывать, что стресс может иметь как угнетающее, так и мобилизующее начало. Задача взрослых – успокоить детей, настроить на позитив и на серьёзное освоение образовательной программы, потому что задания ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников как раз по уровню подготовки. Выпускники, получившие по результатам ЕГЭ, например, 40, 50 или 80 баллов, отличаются друг от друга вовсе не количеством ошибок, а глубиной знаний и владением способами деятельности.

       Только единицы выпускников ограничиваются сдачей ЕГЭ по двум обязательным предметам - русскому языку и математике, большинство сдаёт также экзамены по выбору, без этого в вуз не поступишь. Жизнь – это процесс постоянного выбора, который нужно делать после всестороннего и тщательного анализа. ЕГЭ учит этой ответственности. Очень важно, чтобы выбор экзаменов был осознанным, а для этого нужно учиться реально себя оценивать, взвешивать свои возможности с учётом дальнейшего профессионального образования.

       Путёвка в жизнь не даётся просто так. Перед каждым поступком и решением участник ЕГЭ должен серьёзно подумать Тем более когда рядом нет ни родителя, ни учителя, посоветоваться не с кем, предостеречь некому. Взял на экзамен шпаргалку и думаешь - попробую, а вдруг всё получится, никто не заметит, но очень часто такая логика приводит к большим жизненным неурядицам. Недостаточное обдумывание своих решений – это огромная ошибка. О чём можно подумать, прежде чем сделать что-то? Во-первых, о последствиях лично для себя. Станет ли тебе лучше от этого? Однозначно, нет. Потянулась рука за шпаргалкой, уже этим самым ты замахнулся на свои планы, на свою мечту, так можно раз и навсегда перечеркнуть своё будущее. Кроме того, следует также подумать о родных и близких, о том, как они отнесутся к твоему решению. Родители, как показывает опыт, чаще всего недоумевают, но в конце концов начинают жалеть и оправдывать. Но, кроме родителей, в нашей жизни есть педагоги, соседи, одноклассники. Вот они могут и не понять, более того, осудить, изменить мнение. Вряд ли человек в этом заинтересован. Нередко мы можем видеть людей, которые испортили себе жизнь, сделав что-то, о чём они предварительно нормально не подумали. Это может касаться как духовного, так и физического их состояния.

       Из ЕГЭ всем нужно извлекать уроки. Самый главный для педагогов – нужно хорошо, по-настоящему, без репетиторства учить детей, вот тогда они не будут бояться ЕГЭ. Убеждён в этом по максимуму. Все годы работы в школе был не только директором, но и учил детей русскому языку, добиваясь эффективности каждого урока, благодаря чему почти все мои ученики становились высокобалльниками, при этом ни один из них не пользовался услугами репетитора. Самый главный урок для детей и их родителей – нужно хорошо, каждодневно учиться. Всем нужно понять, что учёба – это труд, и добиться успеха можно только в результате труда. ЕГЭ сдаётся самостоятельно, без помощи посторонних лиц, а значит, способствует упорству, борьбе с ленью. Самый главный урок для руководителя школы – нужно обеспечить хорошее качество образования в своей школе, в таком случае ЕГЭ принесёт только успех.

       Н.М. Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области

       

      Номер:

    • отправить другу
    • распечатать
    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить