12+
EURUSD20/1159.630
EUREUR20/1170.360
г. Валуйки

Общественно-политическая газета
города Валуйки и Валуйского района

  • 177-180
    • По следам выступления в Государственной Думе РФ

      2017-01-254730

       17 ноября 2016 года состоялось заседание Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, на котором рассматривался вопрос «Об общественно-полезной деятельности детей и молодёжи и трудовом воспитании».

       Автор этих строк вместе с заместителем главы администрации муниципального района по социальным вопросам Ириной Дубровой  принял участие в заседании. Для меня  была большая честь –  выступить на заседании Комитета Госдумы со своим видением данной проблемы в системе образования и воспитания учащихся и молодёжи на современном этапе развития нашего общества. Кстати, это второе моё участие в работе данного комитета. Рассматриваемый на заседании вопрос «Об общественно-полезной деятельности детей и молодёжи и трудовом воспитании» является исключительно актуальным для современной России. Дело в том, что с распадом СССР бывшие у руля государства Российского лжедемократы развалили лучшую в мире существовавшую систему образования и воспитания, запретили пионерскую и комсомольскую организации, выдавили из учебного плана уроки трудового обучения в старших классах, а с принятием нового «Закона об образовании в России» даже самообслуживание в школе (поднять за собой брошенную на пол бумажку или вытереть за собой рабочую запись на школьной доске) считается нарушением прав ребёнка.

       А в связи с переходом на платное образование в вузах и некоторых техникумах  мы и вовсе стали растить поколение потребителей. А кто же будет созидать? Кто будет строить города, добывать нефть и газ, прокладывать дороги? Наконец, кто будет работать на земле, кормить наш народ экологически чистой продукцией российского происхождения? Вот на эти вопросы я попытался высказать свои соображения перед депутатами Государственной Думы, приглашёнными на заседание Комитета. Более полувековой опыт педагогической деятельности и шестидесятилетний опыт работы ученических производственных бригад нашей школы и учебных заведений Белгородской области даёт мне право утверждать: трудовое воспитание и обучение – это краеугольный камень всей системы воспитательной работы не только школы, но и семьи, всего нашего общества.

       Наличие трудовых ресурсов в стране – залог её будущего. Так как я всю жизнь прожил в родном селе Шелаево, где глубокими корнями рода своего врос в матушку-землю-кормилицу, где меня воспитывали через крестьянско-хлеборобский труд, где я полвека посвятил воспитанию патриотов родного края через трудовую закалку, то и тема сельского жителя, будь то школьник или вполне взрослый селянин, воспитанный в труде, была для меня наиболее актуальной.

       Сегодня как никогда село и сельская школа России нуждаются во всемерной поддержке со стороны государства и региональной власти.

       Закрыты и не возрождаются десятки тысяч начальных малокомплектных школ. Причин для этого немало. Они носят и объективный, и субъективный характер. Остановить этот процесс не просто. И всё-таки  можно. С этой целью необходимо на уровне Правительства  разработать и принять Программу сохранения и укрепления села и сельского социума, подобно той, что была принята в 50-е годы XX столетия. Это был своего рода Закон, направленный на укрепление связи советской школы с жизнью. Тогда школа не просто носила статус единой трудовой политехнической с производственным обучением, но и всецело обеспечивала трудовую политехническую начальную подготовку выпускников к самостоятельной жизни. В сельских школах по всему Советскому Союзу создавались ученические производственные бригады, шефство над которыми взяли колхозы и совхозы. Школы стали своеобразной кузницей кадров массовых сельскохозяйственных профессий. Шёл процесс закрепления кадров и молодёжи на селе. Для молодых семей строились дома, и развивался сельский социум за счёт сельхозпредприятий. Сегодня необходимы совместные действия Министерств сельского хозяйства, образования и науки по сохранению, укреплению и развитию села и сельской школы. В школу необходимо возвратить трудовое воспитание и  обучение, потому что кое-где слово «труд» становится ругательным.

       У каждой сельской школы должны быть шефствующие сельхозпредприятия, которые  готовили бы будущих специалистов и работников различных категорий сельхозпроизводства. Начинать это надо с раннего детства.

       Сегодня труд в сельском хозяйстве стал совершенно иным по сравнению с тем, что был 20-30 лет назад: высокотехнологичным, индустриальным, требующим серьёзной квалификационной, высокопрофессиональной подготовки и совершенно иной культуры труда.

       Нужна широчайшая пропаганда этого труда, чтобы молодёжь, школьники чувствовали его привлекательность. А то ведь даже «Сельский час», который выходит один раз в неделю на телевидении, урезали на полчаса. Зато бесконечные шутовские шоу с утра до вечера развлекают  народ. Необходимо всячески поощрять и широко пропагандировать лучший эффективный совместный опыт сельхозпредприятия и сельской школы. Каких только классов не создают сегодня школы, в том числе и на селе. И «казачата, и «кадеты» всех направлений, и поющие голоса, и танцующий город, и многие другие направления внедряют в школу. Но почему-то нет места в сельской школе «агро-классу», «эко-классу», «классу овощеводов», «классу садоводов» и т.п. В каждой сельской школе должен быть свой приусадебный участок земли, на котором будут воспитывать любовь к земле и обучать первым навыкам её возделывания.

       Чтобы сохранить село и сельскую школу, необходимы меры по созданию рабочих мест на сельской территории. Нужна серьёзная государственная поддержка малого предпринимательства на селе. Нельзя сравнивать в налогообложении агрохолдинг с мелким сельским фермером. Надо всячески поощрять тех, кто занят сельскохозяйственным трудом, будь это хлебороб, садовод или животновод. Сегодня требуется серьёзная кропотливая работа с родителями, которые пытаются всячески уберечь своё чадо от трудового начала. Они должны понимать, что если мы не сможем воспитать в детях отношение к трудовой деятельности как необходимость для жизненного существования, то наше будущее обречено. И тут не важно, какой это труд: физический, духовный, интеллектуальный. Главное, чтобы труд в жизни человека стал способом его существования на Земле. Семья и школа должны работать в одном направлении в деле трудового воспитания и обучения. Воспитанные через трудовое обучение выпускники и молодёжь создают прекрасные счастливые семьи. Примеров таких множество. На протяжении тысячелетий человеческое общество существует благодаря трудовой деятельности. Великие умы, знаменитые педагоги мира, в том числе и России, трудовому воспитанию и обучению придавали особую значимость для дальнейшего развития и существования цивилизации. Особую роль и значимость играла трудовая деятельность в создании и укреплении семьи. Через трудовую деятельность формировался человек-созидатель. Это шло от семьи к школе и к производству. Уроки трудового обучения в учебном плане школы были с 1-го по 11 класс. Сегодня, увы, такого нет. Сегодня трудовое обучение заменено на уроки технологии, главным образом теоретического содержания. А труд, как созидательная деятельность, становится чуть ли не презренным делом.

       Произошёл перекос в системе воспитания подрастающего поколения. Уже со школьной скамьи дети мечтают быть менеджерами и олигархами. И очень редко кто хотел бы стать высококвалифицированным рабочим, комбайнёром, строителем, фермером.

       С основным докладом на заседании Комитета выступила депутат Государственной Думы Любовь Духанина.

       Она выразила озабоченность создавшимся положением в деле организации общественно-полезной деятельности детей и молодёжи в трудовом воспитании молодого поколения России. Все выступающие поддержали и позицию докладчика, и мои высказывания о том, что труд как основа жизнедеятельности и жизнесуществования должен быть возвращен в систему образования. А когда я привёл факты о том, что за 60 лет существования нашей ученической производственной бригады её закалку прошли 1505 выпускников нашей школы, 328 бывших членов УПБ окончили высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения сельскохозяйственной направленности и стали высококлассными специалистами, что за четверть века самостоятельной, хозрасчётной, самофинансированной деятельности нами были выращены и реализованы сотни тысяч тонн сельхозпродукции, денежные средства от выручки которой пошли на зарплату её членам и на благо общего школьного дела, на благотворительность нуждающимся, члены Комитета и присутствующие зааплодировали. Но не это главное. Важно то, что происходит осознание на государственном уровне того, что трудовое обучение и воспитание необходимо возвратить в школу, чтобы обеспечить наше будущее и будущее подрастающего поколения.

       Примечателен тот факт, что новый Министр образования и науки Ольга Васильева выразила мнение о необходимости возрождения школьных трудовых бригад и звеньев с той целью, чтобы через трудовое обучение и воспитание растить поколение трудолюбивых граждан страны, будущих созидателей нашей Родины, а не потребленцев общества.

       Комитетом была принята резолюция, в которой говорится о необходимости возвращения в школьную жизнь системы трудового обучения и воспитания учащихся как необходимый и составляющий основу компонент всей системы учебно-воспитательной работы школы. Материалы резолюции направлены в администрацию Президента Российской Федерации, в Правительство России и Министерство образования и науки РФ. Как отреагируют соответствующие органы, покажет время. Поживём – увидим!

       В. Подерягин, народный учитель СССР

      Рубрики:

      Номер:

    • отправить другу
    • распечатать
    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить