12+
EURUSD12/1259.230.0463
EUREUR12/1269.8-0.1589
г. Валуйки

Общественно-политическая газета
города Валуйки и Валуйского района

  • 181-184
    • Учить и учиться говорить

      2017-11-013170

       В 2019 году в Российской Федерации в штатный режим войдет новая оценочная процедура для девятиклассников – итоговое собеседование по русскому языку. Предыдущие три года апробационные: в 2016 году это было в трех  регионах, в этом – уже в девятнадцати, а в апреле будущего – повсеместно.

       В связи с этим у школьников, родителей, педагогов возникает много вопросов: зачем, что и как. Итак, если собеседование, значит испытание устное. Действительно, оно вводится для проверки навыков устной речи и, как итоговое сочинение в 11 классах, станет допуском к государственной итоговой аттестации для девятиклассников.

       Осенью прошлого года апробировали две модели собеседования: с преподавателем и компьютерную. При второй – экзамен проводится за компьютером, учащийся, получив задания, дает на них устные ответы, которые записываются и направляются для дальнейшей проверки экспертам. При  первой модели трудится экзаменатор-собеседник. И это, как оказалось,  более эффективно, так как живой человеческий диалог – это естественно и привычно. В итоге оставлена первая модель.

       А нужно ли вообще это испытание? Социальная деятельность человека немыслима без общения и коммуникации. Успешность человека в разных сферах  жизни напрямую зависит от речевого поведения, от его способности воздействовать на окружающих, выражать  свою позицию, убеждать собеседника, большинство речевых ситуаций нельзя спрогнозировать,  коммуницировать  приходится здесь и сейчас. Как раз итоговое собеседование и станет своеобразной проверкой сформированности навыков спонтанной речи.

       Свойственное все еще стремление сделать устную речь подобной письменной с ее полнотой, смысловой емкостью, богатством и разнообразием ресурсов противоречит сущности устной речи. Дело в том, что значимая часть информации содержится не в тексте высказывания, а в самой ситуации, порождающей эту речь. Ситуативность речевого взаимодействия, его точечная адресность  делают полноту избыточной, неестественной.

       Не секрет, что в обществе, в том числе и у многих учителей, сложилось убеждение, что устная речь не в полной мере решает учебные задачи, что она в силу своей бедности применяется только в бытовом общении. На самом деле все иначе. Произносимое слово  является одним из самых сильных средств в плане самоутверждения человека.

       Итоговое собеседование включает следующие типы заданий: чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником.

       Так как итоговое собеседование  проверяет спонтанную речь, то на подготовку участнику будет даваться где-то около минуты, на выполнение всей работы - около 15 минут. Все тексты для чтения, которые будут предлагаться, - это тексты о выдающихся людях России, которые составляют ее славу. Ведь именно такие люди определяют движение страны вперед, и для детей они должны служить примером, быть идеалом.

       Во избежание конфликтов в процессе проведения  собеседования будет вестись аудиозапись, в любой момент в дальнейшем к ней можно прибегнуть. Планируется проводить  итоговое собеседование в своих школах. Оценивать его будет  эксперт по системе «зачет» - «незачет» по специальным критериям непосредственно в процессе ответа с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

       Демоверсия данного испытания уже опубликована  на сайте Федерального института педагогических измерений. Результаты итогового собеседования, которое  пройдет в апреле будущего года,  еще не будут влиять на допуск девятиклассников к выпускным экзаменам   в 2018 году. 

       Нововведение, безусловно, побуждает и обязывает многое изменить и скорректировать. Должны проникнуться  чувством ответственности  сами школьники и их родители, а также педагоги, причем все педагоги, а не только учителя-словесники. Формировать навыки устной речи нужно целенаправленно на всех без исключения уроках. Каждым учителем должны быть созданы условия  для того, чтобы устное высказывание учащегося было согрето живым чувством, отражало его индивидуальность, выступало формой личной самореализации.  Научиться и научить красиво говорить  - можно, если только захотеть, если проявить обоюдное упорство и желание, если постоянно тренироваться. И, конечно, больше нужно читать классической художественной литературы, это эталон чистого русского языка.

       Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования области

      Рубрики:

      Номер:

    • отправить другу
    • распечатать
    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить