Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 05.08 72.79 -0.0867
EUR 05.08 86.41 -0.1466
Архив номеров

«Мой мир, моя судьба и счастье…»

2014-10-03

 Во вторник Ирина Анатольевна в школу приходит рано: это  загруженный день, и надо быть во всеоружии. Сегодня  практическая работа у восьмиклассников, которые только знакомятся с предметом, и от первых уроков зависит, влюбятся ли они в предмет так, как их учительница.  Хотя, наверное, больше, чем она, химию никто любить не будет.

  - В 1981 году с дипломом специалиста в области аналитической химии я отправилась в Шостку Сумской области. Шесть лет проработала лаборантом на заводе химических реактивов. Но  потянуло меня на родину, в поселок Дальний, и там я с головой окунулась в шумный, беспокойный  и радостный мир детства. Закончила  пединститут им. М.С. Ольминского и 18 лет проработала в школе №5  – я называю это своим «совершеннолетием». Теперь тружусь в городской средней школе №1 и счастлива: мне повезло с коллегами и  учениками.

 Восьмиклассники заполняют кабинет химии. Они торопливы, шумны, как и положено подросткам, но к столам подходят с осторожностью – на них выставлены микролаборатории. Цель урока, поставленная учителем, - познакомить детей с оборудованием. Ребята засыпают учительницу вопросами, но она не спешит раскрывать все секреты. Ученики во все глаза рассматривают штативы, зажимы, лапки,  кольца, спиртовки, читают памятки с описанием содержимого ящичков, учатся правильно обращаться с хрупкой посудой, спиртовкой, реактивами. В глазах подростков – любопытство. Ирина Анатольевна мастерски подогревает интерес.  Ребята с её помощью собирают прибор для фильтрования воды и довольны результатами. Оценок сегодня нет, зато по результатам следующей лабораторной работы оценен будет каждый. Вот тогда учитель поймёт, насколько удался сегодняшний урок.

 - Я очень хотела  учиться - с самого раннего детства. Завидовала старшей сестре, слушая её рассказы о первой учительнице. Авторитет учителя в сельской местности очень долго оставался непоколебимым. Мы росли с сознанием того, что педагогами становятся самые умные  люди на свете:  им открыты все тайны мира. Это и  привело меня в профессию.

 Положенных 45 минут ребятам оказывается мало, они не желают покидать кабинет, но их выпроваживают девятиклассники, гораздо более опытные  – целый год изучения химии позади! 

 28 человек. 9 Б класс. «Работоспособный, с большим потенциалом, - говорит Афанасьева. - Ребят надо загружать, но так, чтобы это было учение с увлечением. Нельзя взять старый план и прийти к ним».

 Дети занимаются расстановкой коэффициентов методом электронного баланса. Сначала уравнения составляются на доске, затем каждому даётся индивидуальное задание. Работают  самостоятельно, но учительница видит тех, кому нужна помощь, и тех, кому одного задания мало. Пытаюсь понять: как можно подростка заинтересовать окислительно-восстановительными реакциями, ведь в их возрасте на уме совсем другое! Любовь, например. Афанасьева улыбается: «Реакция – это абсолютно всё, что происходит на свете. Тем более в организме. Любовь - тоже  реакция. Окислительно-восстановительная. В этом стоит разобраться!» Ребята решают, стараются и даже не подозревают, что таким образом у них началась подготовка к одному из самых из сложных заданий ЕГЭ. 

 С опорой на жизнь изучается тема «Металлы», в темпе проходят фронтальная  и индивидуальная проверки, изученное  отрабатывается и закрепляется с помощью разноуровневых тестовых заданий. Учительница артистична и благожелательна. Но оценки ставит разные. Лентяям спуску не даёт. 

  - Я с радостью вхожу в свои классы. Добросовестно, тщательно готовлюсь к урокам, строю их, опираясь на новые технологии, много читаю, чтобы идти в ногу со временем. И когда мои ученики радуют меня, я счастлива. Как я ликовала, когда в прошлом учебном году моя ученица  получила сто баллов на ЕГЭ!  

  Третий урок – в  9А, потом в 9В, 9Г. Несмотря на то, что тема одна и та же, хороший учитель, профессионал не имеет права преподавать «под копирку», формы и методы его работы меняются.

  6 урок - снова практическая работа, уже в 8 В. После занятий Ирина Анатольевна, классный руководитель 7 Г,  ведёт своих детей обедать, расспрашивает, как прошёл день, уточняет, удивляется, журит, подбадривает. По-прежнему энергична, артистична,  благожелательна.

 7 урок. Курс «Мир удивительной химии». Сюда приходят те, кому это интересно, но никак не менее половины класса. Сегодня одни, завтра другие, и она всем семиклассникам спешит раскрыть секреты строения всего, что составляет наш мир.

 22 часа и 5 таких вот «внеурочек» в неделю. А ещё дополнительные  занятия с одарёнными детьми и с теми, кому без помощи химию не одолеть. Отдельная тема – занятия с теми, кто выбрал химию для сдачи ЕГЭ и кто собирается поступать в престижные вузы. Для этого предмет надо изучить не на школьном уровне – глубже. Так что поднятыми руками  и горящими глазами учителя не обманешь – это не показатель работы.

  - Я вовлекаю своих  учеников в исследовательскую работу, воспитываю в них любовь к окружающему миру и жизни. И сама учусь вместе с ними: со старым багажом далеко не уедешь! Авторитет надо не только заслужить, но и поддерживать.

  Ирина Афанасьева - лауреат конкурса «Учитель года 2013». Анкетирование среди учащихся показало высокий рейтинг учителя - ребята отметили её доброжелательность и справедливую требовательность. Она – руководитель районного методического объединения учителей химии, участвует в работе семинаров, научно-практических конференций различного уровня.

  При такой занятости, кажется, трудно выкроить время для «неформального» общения со своим классом. Но она продолжает удивлять: «Мы объездили всю область, были на Курской Дуге, посещаем театры и музеи. Проводим интересные классные часы и беседы. Нам нравится  проводить время  вместе».

 - Я стала учителем, потому что всегда этого хотела. Остаюсь учителем, потому что школьный мир – это мой мир, моя судьба и счастье.

 Она использует каждую возможность жить активно, радостно.  Приветствует приключения и путешествия, верна своим друзьям, но самое главное – влюблена в свою работу, ту самую, которую выбрала в детстве и которой служит уже более четверти века.

 Галина Долгополова

 Фото Дмитрия Аладьина

 В материале использованы материалы из эссе И.А. Афанасьевой «Почему я стала учителем» 

2596

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom
Yandex.Metrica