Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 14.06 71.68 0
EUR 14.06 87.33 0
Архив номеров

ЖИЗНЬ НА ОЩУПЬ, или Прогулка с завязанными глазами

2015-07-10

 Мы когда-нибудь считали количество ступенек, ведущих в здание, где работаете? Или отмеряли шагами расстояние от дома до магазина? Может, вы внимательно следили за впереди идущим человеком и повторяли за ним движения? Нет? А вот люди, имеющие проблемы со зрением, совершают это и многое другое каждый день. Они так же, как и все, ходят на работу, покупают продукты, гуляют, общаются. Только делают это по-другому, иначе, нежели здоровые. Одни подружились с темнотой, другие смогли приспособиться к нечетким образам. Таких людей среди нас немало, не всегда мы их отличаем по внешним признакам. Но они рядом.

Эксперимент

 И все-таки, как они живут? Чтобы понять это, нужно войти в положение человека со слабым зрением. Я решилась на несколько экспериментов. Нет, терять зоркость я не собираюсь. Лишь использую несколько приемов, которые приблизят меня к нужному состоянию. Первое, что приходит в голову – это закрыть или завязать глаза. Сначала решила попробовать походить так в своем доме. Пару раз споткнулась – жить на ощупь не так-то просто. Благо, примерно знаю, где что стоит и лежит, поэтому, побродив из комнаты в комнату 10 минут, даже смогла приготовить себе чай. Правда, этот процесс занял в три раза больше времени, чем обычно.

 Выхожу на улицу. Здесь уже посложней. Первые пять шагов с завязанными глазами делаю уверенно, на шестом начинаю теряться в пространстве. Понимаю, что передо мной прямой тротуар без препятствий, прохожих рядом нет, значит, можно идти спокойно. Ан нет! Ноги начинают уводить куда-то в сторону, все время кажется, что я сейчас натолкнусь на дом или дерево. На десятом шаге не выдерживаю и снимаю повязку.

 Есть еще несколько способов, позволяющих почувствовать состояние слабовидящих. К примеру, можно приложить к глазам ладони с разведенными в сторону пальцами. Вроде бы окружающее пространство видно, но при этом нужно вертеть головой и фокусироваться на отдельных предметах. Примерно так видят некоторые люди с плохим зрением.

 А теперь уйдем «в большой минус», то есть снизим остроту зрения на несколько диоптрий с помощью обычного целлофанового кулька (прозрачного). Прикладываем его к глазам, и все вокруг  становится мутным. Я попробовала так походить, что-то сделать. Получается медленно. Может, есть возможность поработать за компьютером? Сложновато! Чтобы прочитать текст на экране, необходимо, во-первых, печатать белыми буквами на черном фоне (так лучше видно), во-вторых, увеличить шрифт как минимум в три раза. И тогда медленно, но можно читать и писать.

 Эксперимент завершился. Стало ясно, что людям, имеющим проблемы со зрением, не так-то легко живется в нашем мире. Проще тем, кто имеет заболевания с детства (как бы это грубо ни звучало!) – они не знают, что значит видеть хорошо, а потому приспосабливаются к определенному образу жизни с самого рождения. Гораздо тяжелей - и физически, и морально - потерявшим зрение уже в возрасте.

Прогулка

 Чтобы услышать из первых уст о том, как слабовидящие и незрячие передвигаются в городе, я пригласила на небольшую прогулку двух мужчин. Их знают практически все в районе и даже за его пределами. Это Юрий Васильевич Чумаченко – председатель Валуйского местного отделения ВОС, он живет в темноте. И автор-исполнитель, работник культуры Андрей Шевченко, который с рождения имеет инвалидность по зрению. Однако, несмотря ни на какие проблемы, оба способны передвигаться по городу самостоятельно. Кому-то легче, кому-то сложней. Рассказывают, что многому приходится учиться самостоятельно. Для незрячих есть реабилитационные центры (Валуйский район относится к филиалу Волоколамского центра в Воронежской области), где преподают азы самостоятельной жизни. А дальше – только опыт и навыки.

 Мы решили пройтись по улицам города вместе, чтобы выяснить, что помогает, а что мешает. Итак, начинается наш маршрут со здания, где располагается редакция «Валуйской звезды». Выходим в коридор и тут же сталкиваемся с первой проблемой – недостаточным освещением и открытыми дверями в кабинетах. На них легко можно налететь и больно удариться. На лестнице помогают перила. Вообще, как признаются мои собеседники, в официальных учреждениях охранники дают так называемую аудиокарту, то есть на словах объясняют, как добраться до того или иного кабинета. Это облегчает поиск.

 Часто приходится запоминать маршрут. Если Андрей Шевченко в нашем городе живет всего лишь год и, может быть, еще не везде чувствует себя свободно, то Юрий Васильевич отлично знаком с Валуйками и многими зданиями, имеет представление, где нужно поворачивать, где находится выход, сколько ступенек впереди. Хотя, если специально не учить дорогу, можно упустить некоторые тонкости, такие как новая клумба в месте, где раньше был тротуар, или образовавшаяся на дороге яма, куда легко угодить, или рекламный стенд, неогороженные водоотводы, грозящие травмой и т.д. Лучше всего, когда рядом сопровождающий, который и под руку возьмет, и подскажет, где свернуть, где наклониться. Эти специально обученные люди точно знают, как вести себя с незрячими. Для Андрея Шевченко тоже могут возникнуть сложности, особенно в затененных местах. Он старается смотреть на идущих впереди валуйчан и повторяет движения за ними – минует канавы, перешагивает выступы.

 Проходим мимо автобусной остановки. Полностью невидящему человеку самостоятельно воспользоваться транспортом крайне нелегко, впрочем, и для слабовидящих могут возникнуть препятствия. Например, как увидеть номер маршрутки? А некоторые водители, к сожалению, не останавливаются, пока им не махнут рукой. И Чумаченко, и Шевченко считают, что этот вопрос необходимо решать. Конечно, он потребует финансовых затрат и времени. Но что-то делать нужно. В крупных городах работа в этом направлении идет. Например, на смартфоны инвалидам по зрению приходит информация о том, где находится общественный транспорт, когда он приближается – это при условии, что автобус оборудован необходимой техникой. Другой вариант – человек может держать в руках табличку с номером нужной ему маршрутки, и уже от водителя зависит, поможет он осуществить посадку или нет. В некоторые остановки можно вмонтировать кнопки, которые смогут каким-то образом оповещать водителя, что его ждет незрячий. На самих газелях и автобусах – установить голосовое оповещение маршрута. Можно придумать еще массу вариантов.

 Ступеньки для людей с плохим зрением преодолеваются проблематично, если на них нет контурного очертания. Причем полоса должна быть начерчена и сверху, и сбоку. Подниматься и спускаться легче по пологому спуску, предназначенному для колясок. Для людей с тростью удобней пользоваться ровной поверхностью, а криво уложенная плитка доставляет немало неудобств.

 Звуковой светофор значительно упрощает переход дороги. Если знаешь названия улиц, то можешь двигаться спокойно. Но и тут не без проблем. Мы стоим на пересечении 1 Мая и 9 Января. До этого момента я как-то не обращала внимания на звук, больше ориентировалась на цифры, отсчитывающие время для перехода. И я понимаю, что доносящиеся рекламные сообщения порой заглушают «голос» светофора! Необходимо напрягать слух, чтобы сориентироваться.

 А как быть на обычной, нерегулируемой «зебре»? Самое простое – запомнить, где она находится, а потом ориентироваться по ситуации. Слушать, близко ли автомобили, слабовидящим – следить за другими пешеходами или всматриваться вдаль. Но, как правило, валуйские автомобилисты, заметив человека с тростью и в темных очках, всегда его пропускают.

 Что касается походов в магазин, то оба моих собеседника предпочитают посещать те торговые точки, где их уже знают и готовы помочь. Супермаркеты с самообслуживанием они обходят стороной.

Оптимизм

 Несмотря на то, что Юрий Васильевич и Андрей являются людьми с ограниченными возможностями, они стараются жить полной жизнью и на все смотреть с оптимизмом. «Мы же не обижаемся на ветер, что он дует, - говорит Чумаченко, - так и в нашей ситуации не на что сетовать».

 Это доказывает и произошедший во время прогулки случай. По «зебре» идет человек в темных очках и с тростью в руке. При этом он передвигается спокойно и ни на кого не натыкается. Однако другие люди спешат, ни на что не обращая внимание, при этом один из пешеходов налетает на Чумаченко. Тот не обижается, а с юмором смотрит на происходящее:

 - Такое иногда случается. Бывает, происходит небольшое столкновение, меня спрашивают: «Куда идешь? Ты что, слепой?» Я им в ответ: «А что, не видно?!»

 Вообще, с юмором и иронией  проще жить. Вот и Андрей Шевченко признается: «Все лужи наши, не раз в открытые люки попадали!» И говорит об этом с улыбкой, как бы между прочим.

 Завершаем нашу беседу на оптимистичной нотке. Мои собеседники признаются, что в целом город Валуйки отвечает требованиям инвалидов. Местные власти стараются сделать все возможное, чтобы реализовать программу «Доступная среда». Например, не в каждом районе администрация находит средства для приобретения устройств GPS-навигации, которые помогают людям знакомиться с этой техникой и проходить обучение. Ведь с помощью навигаторов можно ориентироваться на местности, что нам и демонстрирует Юрий Васильевич – голос из телефона сообщает, сколько метров до соседнего здания, а сколько до памятника В.И. Ленину и фонтана.

  И в городской, и в районной администрациях всегда можно найти понимание и отклик, здесь всегда идут навстречу. Надо где-то контрастно очертить ступеньки и выступы – пожалуйста! Нужно разместить искусственную неровность на асфальте («лежачего полицейского») для безопасного перехода дороги – вопрос рассматривается! Многие предприниматели также входят в положение инвалидов и оборудуют свои торговые точки всем необходимым для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями.

 Да и валуйчане – добрые и отзывчивые люди, готовые прийти на помощь. И подскажут, и посоветуют. С улыбкой и добрыми намерениями.

 P.S.: Такая вот прогулка у нас получилась. Мы не хотели показать, плохо живется инвалидам или хорошо. Мы показали, как они живут, на примере небольшого отрезка их обычного дня.

 Евгения Стрелкова

2460

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom
Yandex.Metrica